Книга ведущего специалиста Государственного Эрмитажа Натальи Гусевой посвящена наиболее популярному и яркому явлению русского искусства XIX века — мебели в стиле «второго» и «третьего» рококо.
Издание предназначено как для специалистов и коллекционеров, так и для всех, кто интересуется историей русского декоративно-прикладного искусства.
Эта книга посвящена наградам Советских Республик, которые позднее вошли в состав СССР и является продолжением и уже четвертой публикацией в большой серии «Энциклопедия советских наград».
Впервые в отечественной историографии столь подробно рассказывается об учреждении республиканских наград, об истории их разработки и порядке изготовления.
Эта книга представляет собой второе, дополненное и исправленное издание справочника-определителя советского фарфора периода 1917-1991 годов. Сегодня изделия советского фарфора стали пользоваться большой популярностью как среди коллекционеров, так и среди тех, кто просто с теплотой вспоминает былую советскую жизнь. Надо отметить, что коллекционерский спрос на советский фарфор возник давно, еще в первые десятилетия существования Советского государства. Но тогда это было связано с новым явлением в мировом искусстве — советским агитационным и авангардным фарфором. Сегодня этот фарфор по-прежнему находится на пике популярности как за рубежом, так и внутри нашей страны, а цены на него достигают десятков и сотен тысяч долларов. Послевоенный фарфор гораздо доступнее, и его собирают повсеместно тысячи людей. И, как всегда, при возникновении новых собирательских устремлений коллекционеры, антиквары и просто интересующиеся ощущают острый дефицит информации.
Мы надеемся, что это издание даст ответы на многие вопросы и станет настольной книгой для всех поклонников советского фарфора и профессиональных участников рынка. Наш иллюстрированный справочник-определитель включает в себя огромный объем информации и описывает свыше 3000 изделий советского художественного фарфора, созданных с 1917 по 1991 год. На основе анализа рынка, аукционных продаж и экспертного опроса были определены индикативные рыночные цены, создан подробный, наглядный и удобный в пользовании марочник заводов-изготовителей за весь рассматриваемый период, подготовлены другие справочные материалы. Мы благодарим всех, кто оказал нам посильную помощь в подготовке данной книги, которая, как мы надеемся, придаст новый импульс интересу к советскому фарфору.
Книга представляет собой наиболее полный на сегодняшний день и богато иллюстрированный каталог художественных произведений и эскизов скульптора Августа Шписа. На протяжении тридцати шести лет он занимал должность главного модельмейстера Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге и был автором многих пластических моделей, созданных на российском предприятии в эпоху историзма. На страницах книги читатели смогут познакомиться с разными гранями дарования Августа Шписа, который с одинаковым успехом создавал и воплощал в жизнь проекты фарфоровых ваз, сервизных форм и мелкой пластики. Особое место в издании заняли уникальные рисунки и эскизы мастера, которые публикуются впервые.
В альбом-каталог вошли предметы из 23-х музейных собраний. Важную часть составляют произведения из Государственного Эрмитажа, а также из частных коллекций, где находятся как известные, так и незнакомые специалистам и широкой публике работы мастера, ряд из которых публикуется впервые.
Большое количество иллюстративного материала и справочной информации, содержащихся в издании, помогут как специалистам, так и коллекционерам в атрибуции и определении подлинности часто немаркированных изделий Императорского фарфорового завода этого выдающегося русского скульптора.
Эта книга продолжает серию книг, отражающих историю СССР в нагрудных знаках. Основу книги составляют предметы фалеристики: знаки, которыми награждались граждане за успехи в труде и общественной деятельности. В то время в СССР невозможно было получить трудовую награду, не занимаясь активно общественной работой (профсоюзы, добровольные общества, секции, кружки, самодеятельность и др.).
В издание помещены вместе наградные знаки за успехи по всем этим направлениям деятельности советских людей. В книгу не включены ведомственные (наркомовские, министерские) награды. В книге помещен только оригинальный фотографический материал — аверсы и реверсы знаков, что окажет помощь коллекционерам в определении подлинности знака. В последнее время появилось много хорошо выполненных «новоделов», которые недобросовестные дилеры пытаются реализовать как оригинальные знаки.
Данные о тиражах большинства знаков взяты из обобщения опыта коллекционеров и документов, которыми располагают авторы, поэтому являются довольно приблизительными.
Что касается ценовых категорий — это очень сложный и щекотливый вопрос, он зависит по каждому конкретному знаку от множества факторов. За последние 2-3 года цены на редкие и раритетные знаки (ценовая категория С 6, С 7 и R) возросли в разы, а цены на средние знаки (С 4-С 5), особенно при наличии любых документов, стабильно растут на 20-30 % в год. При этом количество предложений по «интересным» знакам из года в год значительно снижается. В книге помещен ряд документов, которые имеют прямое отношение к затрагиваемой теме и, как мы считаем, подчеркивают колорит и особенности того времени.
Хотя книга содержит значительную часть известных знаков по предлагаемой теме, это далеко не все, работа постоянно продолжается. Кроме этого, в 2007 году планируется выпуск книги, посвященной знакам оборонно-спортивных добровольных обществ — ОСОАВИАХИМ, ГТО, Санитарной обороны, ДОСААФ.
В феврале 2007 г. исполнилось 80 лет со дня основания самого мощного добровольного оборонного общества СССР ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ, ныне РОСТО. В те годы каждый гражданин Страны Советов был обязан: поддерживать политику партии большевиков (или быть ее членом), ударно трудиться, заниматься общественной работой — членство в добровольных обществах как раз и было такой работой. Тема этой книги (знаки добровольных обществ) продолжает серию наших книг, посвященных отражению истории СССР в фалеристике.
Общественной деятельностью занимались все от мала до велика, независимо от пола, возраста, профессии, социального положения. Отсюда такое огромное количество добровольных обществ (по некоторым оценкам, их было более 1000) и как следствие этого — большое количество знаков. В крупных обществах, таких как ОСОАВИАХИМ, МОПР, Автодор, состояли миллионы человек, но были и такие, в которых насчитывалось менее сотни членов. От маленьких обществ, не имевших своих членских знаков, не осталось никаких следов, архивы не сохранились. В данной книге рассматриваются добровольные общества, которые имели от одного до десятков и сотен знаков. Многообразие знаков добровольных обществ поразительное, есть знаки, изготовленные на Монетных дворах, но большинство изготовлено в частных мастерских. Есть очень простые знаки (так называемые жестянки), и есть настоящие произведения ювелирного искусства, изготовленные из серебра и золота, покрытые многоцветными горячими эмалями.
В книгу не включены знаки таких обществ, как профессиональные союзы, спортивные и ВЛКСМ — эти темы очень хорошо раскрыты в вышедших за последние десятилетия книгах.
В книге, кроме фотографий знаков, помещены некоторые документы, а также агитационный материал — открытки, плакаты, лотерейные билеты. Данная работа не первый и не последний шаг к созданию системного каталога по фалеристике СССР, поэтому мы рады рассмотреть любые предложения по дальнейшему сотрудничеству.
Размеры многих знаков намеренно увеличены — это дает возможность рассмотреть мелкие детали и надписи.
Большинство знаков приведены с реверсами. Все это позволит коллекционерам отличить подлинный знак от новодела, которых в последнее время появилось очень большое количество.
Фотокаталог содержит более 1000 изображений знаков добровольных обществ, документов и агитационной атрибутики СССР периода 1918-1960 годов.
Большинство материалов публикуется впервые.
Книга представляет интерес для людей, изучающих историю, коллекционеров и всех любознательных.
«Русская мебель позднего классицизма» — последняя книга известного московского коллекционера, искусствоведа, профессора О.С.Семенова. В легкой эссеистической манере автор рассказывает о становлении и развитии мебельного искусства в России конца XVIII — первой трети XIX века.
Издание предназначено как для специалистов и коллекционеров, так и для всех, кто интересуется историей русского декоративно-прикладного искусства.
В книге представлен весь диапазон произведений мебельного искусства в «русском стиле», показан поэтичный, образный мир обыденных и в то же время уникальных предметов.
Наиболее интересным этапом производства мебели в «русском стиле» оказались семидесятые-восьмидесятые годы XIX века. Именно тогда была принята государственная программа поддержки кустарных промыслов. Московское губернское земство организует выставки, открывает мебельные артели и учебные мастерские (Сергиев Посад, Хотьково, с.Бабаево и т.д.).
Основную роль в развитии производства мебели в «русском стиле» сыграли Абрамцево и Талашкино. Абрамцевский художественный кружок, основанный по инициативе Саввы Ивановича Мамонтова, создавшего в усадьбе уникальную творческую атмосферу, стал средоточием поиска нового стиля. Чуть позже новый центр возник под Смоленском в имении Талашкино, принадлежавшем княгине Марии Клавдиевне Тенишевой. Мастера, работавшие в этих центрах, создали самобытный, проникнутый подлинным национальным духом и в то же время далекий от стилизаторства художественный язык, воскресили забытые традиции древнерусской резьбы и росписи по дереву. Проекты мебели для этих мастерских выполняли художники — Михаил Врубель, Николай Рерих, Виктор Васнецов, Константин Коровин, Елена Поленова, Сергей Малютин.
Мебель в «русском стиле» стала модной и сделалась неотъемлемой частью интерьеров.
Особая декоративность делает ее необычайно популярной, востребованной и в начале XXI века. Каждый рукотворный предмет способен оживить современный интерьер и придать ему неповторимое обаяние.
Книга посвящена одному из малоизученных явлений в истории русской мебели, которое современники называли «стильным». «Стильная мебель» и ретроспективизм — особые направления в русском мебельном искусстве 19-20 веков, в котором нашли свое отражение все стили и модные течения искусства эпохи историзма.
Издание предназначено как для специалистов и коллекционеров, так и для всех, кто интересуется историей русского декоративно-прикладного искусства.
В творчестве Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953) как в зеркале отразилась меняющаяся жизнь России в пору тех огромных потрясений, которые несла миру ломка старого строя. Меривший жизнь самой высокой меркой, Бунин неприязненно относился к революции. В 1920 г. он покинул Россию и жил затем во Франции. В 1933 г. стал лауреатом Нобелевской премии. Но отвергая революционное пересоздание жизни, отвергая любое насилие, писатель непрестанно мучился и горестно переживал в своем творчестве трагедию вечно страдающего русского народа.
В данный том вошли книга рассказов «Темные аллеи», а также лучшие рассказы Бунина, написанные им в разные годы.