Монография посвящена процессам формирования исторической памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах у молодежи славянских стран Восточной Европы. Авторы анализируют современные учебники истории России, Белоруссии. Украины, Польши, Болгарии, Чехии. Словакии. Сербии и Хорватии, выделяют общее и особенное в повествованиях о событиях 1939-1945 гг., выявляют обусловленность подходов и интерпретаций истории в школьных учебниках отдельных стран конъюнктурой международных отношений. Специальный раздел посвящен знаниям и представлениям школьников о Второй мировой войне, которые исследуются на основе тестов и сочинений. Такой подход позволил авторам показать степень воздействия разнообразных факторов на историческое сознание подрастающего поколения.
Книга адресована работникам системы образования, историкам, политологам, культурологам, дипломатам и всем тем, кого интересует история Второй мировой войны и ее интерпретация, кому небезразличны проблемы патриотического воспитания.
Книга ждёт читателя, которому не безразлична судьба Прибалтики и который хочет разобраться в происходящих там процессах. Автор счёл бы свою задачу выполненной, если бы содержание книги, несмотря на возможные вопросы и возможное несогласие, явилось бы импульсом для глубоких размышлений, совмещающих историческую память с мечтой о будущем. Русская равнина и балтийский берег всё же должны срастись хотя бы в добрососедстве, потому что географически, исторически, культурно и этнически они всё-таки не чужие друг другу.
В предлагаемое издание вошли историко-философские эссе кандидата исторических наук М. Б. Смолина, посвящённые таким темам, как самобытность русской государственной власти, взаимоотношения государства и церкви, а также идеологическому и историософскому осмыслению революции в России.