Пособие содержит материалы по организации и основным направлениям воспитательной работы в общеобразовательной организации. Представлены ответы на наиболее распространенные и интересующие управленцев вопросы, связанные с планированием воспитательной работы ОО, ведением документации, продиктованные изменениями российского законодательства в сфере образования.
Электронное приложение с примерной программой воспитательной работы, программами по формированию здорового образа жизни и культуры питания поможет руководителям в составлении программы воспитания обучающихся.
Адресовано руководителям, заместителям директора, методистам, педагогам образовательных организаций.
В пособии представлена модульно-рейтинговая технология формирования общеучебных умений на уроках литературы, целью которой является создание условий для освоения обучающимися 10-11 классов содержания образовательной программы по предмету на основе овладения ими блоками-модулями по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова, А. П. Чехова, С. А. Есенина, М. А. Булгакова, М. И. Цветаевой, А. Т. Твардовского, А. И. Солженицына и др.
В рамках каждого обучающего модуля определены дидактические цели, интегрирующиеся в комплексную дидактическую цель, содержание учебного материала, планируемые результаты изучения; разработаны вопросы, задачи, ситуации для формирования обобщенных ориентировочных основ учебно-познавательной деятельности и умений активного владения ими на продуктивном уровне, контрольно-диагностические материалы, что позволит педагогу провести уроки литературы в соответствии с ФГОС, эффективно подготовить обучающихся к написанию выпускного сочинения и успешной сдаче ЕГЭ по учебной дисциплине.
Предназначено учителям русского языка и литературы, руководителям МО; рекомендовано студентам высших педагогических учебных заведений соответствующего профиля.
Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы — основное требование ФГОС НОО. В комплекте (книга + диск) представлены этапы и модели проектно-исследовательской деятельности, упражнения, направленные на формирование исследовательских умений младших школьников, приведены примеры исследовательских работ обучающихся с мультимедийными материалами, позволяющие сформировать у младших школьников мотивацию к учению, способствующие повышению их познавательной активности на уроках и во внеурочной деятельности, развитию умения работать в качественно новой образовательной среде, формированию исследовательских умений и построению индивидуальной траектории развития обучающегося и обеспечивающие высокую эффективность, ИКТ-компетентность образовательного процесса.
Комплект предназначен учителям начальных классов, руководителям методических объединений, заместителям директора по НМР общеобразовательных организаций; рекомендован студентам педагогических учебных заведений, родителям.
В пособии представлен учительский опыт ведения таких уроков, как игра, виртуальное путешествие, викторина, турнир, инсценировка, которые способствуют развитию творческого потенциала ребёнка, его активному включению в учебный процесс. Задача предлагаемых театрализованных вопросов и сценок-загадок — наглядно и образно показать яркие страницы истории, личности великих людей, их деятельность, предоставить возможность учащимся почувствовать себя успешными, талантливыми. Игра помогает отрабатывать навык работы с проблемными, творческими, олимпиадными вопросами, запомнить сложный исторический материал, формировать предметные умения, познавательные, коммуникативные, регулятивные учебные действия, личностные качества в соответствии с ФГОС основного общего образования. Предназначено учителям истории, руководителям методических объединений и заведующим кафедрами; педагогам дополнительного образования.
ФГОС предъявляет особые требования к качеству образования, одним из основных критериев которого является освоение школьниками информационно-исследовательской деятельности, способствующей формированию и развитию мотивации к образованию и самообразованию, готовности и способности активно и целенаправленно познавать мир, овладевая научными методами познания, приобретая умения принимать нестандартные решения и проявлять инициативу.
В пособии представлена концепция информационно-исследовательской деятельности, освещены методики освоения всех ее ключевых аспектов в процессе изучения школьниками различных учебных предметов по мере продвижения по возрастной образовательной вертикали, предложена модель ее реализации в образовательной среде школы.
Адресовано учителям и руководителям общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, преподавателям педагогических вузов.
Компакт-диск «Технологии проблемного обучения. История. Обществознание. 10-11 классы» серии «ФГОС. Развивающие образовательные технологии» раскрывает опыт использования современных образовательных технологий — дифференцированного (индивидуализированного), проблемного, диалогового, рефлексивного обучения и воспитания, проектной деятельности — на уроках истории и обществознания в старшей школе.
В диске представлены сценарии уроков и внеклассных мероприятий с видеофрагментами, которые наглядно показывают особенности, приемы, средства той или иной технологии, виды деятельности учащихся в формате активного обучения.
Компакт-диск предназначен учителям истории и обществознания, руководителям методических объединений; рекомендован специалистам институтов и центров образования, преподавателям и студентам педагогических учебных заведений.
Минимальные требования:
Процессор Pentium-II
Память 256 МБ ОЗУ
Дисковод 24-х CD-ROM
Операционная система Windows XP/Vista/7
Звуковая карта
100 МВ свободного места на жестком диске.
Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога: индивидуальный образовательный маршрут; личностно-развивающие технологии и методики; проектирование вариативного образовательного пространства; диагностический инструментарий на электронном носителе.
В комплекте (книга + диск) предложены методы, приемы и технологии создания педагогических ситуаций, позволяющие проектировать вариативное развивающее образовательное пространство с целью приобретения обучающимися критического и творческого мышления, опыта смыслопоисковой деятельности и ценностно-смыслового отношения, успешной коммуникации и рефлексии.
Диск включает необходимый диагностический инструментарий для проектирования индивидуальной образовательной траектории, диагностики метапредметных и личностных образовательных результатов.
Представленные материалы могут быть использованы педагогами как в урочной и внеурочной деятельности при реализации ФГОС общего образования, так и в процессе осуществления инновационных проектов и программ.
Адресовано учителям образовательных организаций, преподавателям организаций среднего и высшего профессионального образования.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Плодотворной почвой для этого является организация учебной деятельности по изобразительному искусству, основанная на применении развивающих образовательных технологий, как источник для целенаправленной работы мысли и движения, развития жизненно важных свойств личности и активности школьника.
Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует современного школьника, который является субъектом учения и способен к самостоятельному овладению универсальными учебными действиями в процессе того образовательного маршрута, которым соуправляет современный учитель.
Реализовать идеи развивающего обучения (методика критического мышления, диалоговое и групповое общение, проектно-исследовательская деятельность и др.) в образовательной области «Искусство» 5-8 классов поможет представленная разработка действенной системы уроков и внеурочных занятий, в которой акцент сделан на стимулировании мыслительной деятельности учащихся через выполнение нестандартных игровых, олимпиадных, проектных заданий, повышении познавательных способностей через самостоятельную деятельность путем осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся: постановка и решение проблемы, поиск необходимой информации, ситуация успеха в достижении желаемого эффекта личного образовательного маршрута.
Кроме того, глубокое знакомство с миром искусства способствует повышению уровня культуры учащихся и расширению их художественного кругозора. Предлагаемые в пособии материалы: рекомендации, разработки уроков, проекты, игры, олимпиады, помогут педагогу организовать разные формы художественной деятельности школьников, создать атмосферу фантазии и творчества на уроке, активизировать учебный процесс и развить у учащихся интерес к изобразительному искусству.
Предназначено учителям изобразительного искусства, МХК и эстетики, руководителям предметных методических объединений общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, преподавателям профессионально-технических учебных заведений; рекомендовано педагогам дополнительного образования, студентам педагогических вузов и колледжей.
Стратегия современного урока выходит за пределы простой передачи знаний, поэтому перед школой и учителем стоит важная задача: внедрение в образовательную деятельность нетрадиционных педагогических технологий, таких как педагогическая мастерская, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
В пособии представлены материалы для проведения занятий по истории с использованием технологии педагогической мастерской в 10-11 классах средних общеобразовательных учреждений, специальных учебных заведений. Разработки уроков содержательны и изобилуют различной справочно-информационной дополнительной литературой: исторической, художественной, публицистической. Учитель акцентирует внимание на применение компьютерных учебников, показывает формы работы с ними.
Предназначено учителям общеобразовательных учреждений, преподавателям средних специальных учебных заведений, рекомендовано студентам педагогических вузов и колледжей.
Основной целью современного математического образования в школе в свете требования ФГОС основного общего образования становится освоение учащимися системы математических знаний, необходимых для изучения смежных дисциплин и практической деятельности человека. В пособии представлен опыт деятельности, направленной на достижение учащимися таких результатов, как формирование представлений о значимости математики в современном обществе, умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах и в жизни, развитие креативности мышления, инициативности, находчивости.
Предложенные итоговые уроки в 5-9 классах (деловые игры, уроки-соревнования, уроки-аукционы, кейсы и др.) предназначены учителям математики и призваны помочь в организации нестандартного подхода к учебному процессу.
Непременным условием успешности учителя является владение современными методами и приемами обучения. Их применение определяет уровень преподавания и повышает эффективность урока и является необходимым условием реализации ФГОС.
Использование предложенных в пособии технологий, конспектов уроков и практических работ с применением проблемного и развивающего обучения поможет повысить мотивацию учащихся 5-11 классов к познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы и будет способствовать более глубокому пониманию учебного материала.
Адресовано учителям русского языка и литературы общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, может быть полезно студентам филологических факультетов вузов.