Ретра — древний славянский город-крепость, а также религиозный центр — место расположения языческого храма бога Радегаста, пребывания оракулов, проведения религиозных обрядов. Согласно предположениям, он находился в землях одного из племен полабских славян на территории современной немецкой земли Мекленбург — Передняя Померания. Город окончательно был разрушен в XI-XIII веках. В конце XVII века на Замковой горе около селения Прильвиц в округе Ной-Штрелиц были найдены многочисленные культовые предметы и изображения богов западных славян (вендов). Предлагаемая книга Андреаса Готтлиба Маша (1724-1807), придворного советника, проповедника и суперинтенданта города Ной-Штрелиц в Мекленбургском герцогстве, знакомит современного читателя с этими уникальными находками. Новое русское издание знаменитой книги в переводе д.и.н. Алексея Александровича Бычкова содержит ценные приложения: дневник путешествия 1794 года графа Яна Потоцкого в Нижнюю Саксонию в поисках древностей вендов, содержащий 118 рисунков археологических артефактов и «Славянский словарь»; работу Карла Готлоба фон Антона «О религии древних славян» (1783); статью Мартина Фридриха Арендта «Северославянские божества и их изображения» (1820); а также научные комментарии профессора Павла Владимировича Тулаева "Для кого Ретра была святыней? ". Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей культуры и религии.
История трагической любви Тристана и Изольды - знаменитый бродячий сюжет, популярнейший в Средние века и до сих пор привлекающий людей искусства. В действительности он имеет множество параллелей в античных, древневосточных, кавказских (и не только) сказаниях, уходя корнями в глубокую древность. Проследить и осмыслить эти параллели и корни старались авторы коллективной монографии, впервые изданной ещё в 1932 г.
Все знают о знаменитом Стоунхендже. Но есть ли подобные ему объекты на Северо-Западе Восточной Европы? Оказывается, есть. Автор обобщил сведения о нескольких наиболее известных «каменных обсерваториях», которые успели обрасти довольно существенным количеством публикаций, а также в ходе ряда экспедиций проверить экспериментальные предположения на практике. В настоящем издании также предложена гипотеза о том, что некоторые композиции из лунок на камнях, которые сохранились до нашего времени, могли представлять собой схематические контуры созвездий.
В заключительной части описаны два календарно-зодиакальных артефакта предположительно XVI и XIX вв. Материалы книги будут интересны этнографам, фольклористам, астрономам, краеведам, а также всем, кто интересуется историей и культурой Беларуси и Прибалтики.
Труд выдаюшегося русского фольклориста, лингвиста и литературоведа, последователя так называемой психологической школы А.В. Ветухова был опубликован в начале XX в., потом почти забыт, и лишь в последние годы начало вновь появляться осознание того, что это — во многих отношениях уникальное и по-прежнему актуальное исследование. Впервые издаваемое в современной орфографии, оно становится доступным для большого круга заинтересованных читателей, как профессионально занимающихся изучением фольклора, так и для тех, кто интересуется, говоря словами автора, «историей мысли», какой она является нам в заговорных текстах. Что есть заговор? Почему он действует, если действует? Отдельную ценность представляет возможность сравнения заговоров из разных культурных традиций.
Как и почему ландшафт приобретает в глазах людей те или иные свойства, качества? Что побуждает нас наделять сокровенным смыслом, почитать как священные реки или горы, деревья или камни? Ответ на этот вопрос кроется в особенностях человеческого мышления, в нашем восприятии всего сущего. Когда окружающая среда видится отражением божественного мира, он становится чем-то большим, а сама география, т.е. «описание земли», — сакральной. Автор рассматривает некоторые закономерности этого процесса как явления культуры, используя преимущественно восточноевропейские материалы, но обращаясь к параллелям из других регионов Евразии.
Книга представляет сохранившиеся сведения о норманнах или наполовину норманнах в Восточной Европе в XI в. и идейно продолжает аналогичную работу, в которой собраны материалы, охватывающие IX-X вв. Читатель встретит здесь множество исторических личностей, о которых никогда ранее не слышал, а также с удивлением узнает о норманнском происхождении ряда персонажей, хорошо известных по летописям и другим источникам.
Образно говоря, политические и культурные контакты Скандинавии с Гардарики в те времена напоминали улицу с двусторонним движением. Известны многочисленные случаи когда норманны становились в Восточной Европе князьями, а выходцы из Восточной Европы достигали в Скандинавии ранга конунгов, занимая достойное место в ее истории».
В книге собраны все сохранившиеся сведения о норманнах или наполовину норманнах в Восточной Европе IX-X вв., живших или побывавших здесь и оставивших нам свои имена. Сообщения русских летописей дополнены информацией из иностранных источников, а все смысловые противоречия принудительно устранены. Результат получился довольно неожиданным. Можно достаточно уверенно утверждать, что вы никогда ранее не читали настоящих биографий Рюрика, Аскольда, Ольги, Вещего Олега, Свенельда и др.
При работе над материалом была также обнаружена третья версия «призвания варягов», отличная от тех, что сегодня отстаивают норманисты и антинорманисты. Данов во главе с конунгом Хрёриком Гудфредссоном (Рюриком) призвала против захвативших Альдейгьюборг (Ладогу) норгов Ульфа Злого дочь убитого местного конунга Ингигерд Хергейрсдоттир.
Само же «Сказание о призвании варягов» на поверку оказывается созданным одним из ладожских ярлов (Рёнгвальдом, Эйлифом либо Рангвальдом) на основе сразу нескольких разновременных событий, связанных с Ладогой и спрессованных в нем в одно: 1. Переселения ругов (ок. 840 г.) под руководством Хергейра в Правобережное Поволховье. 2. Завоевания Ладоги норгами во главе с Эйстейном (ок. 860 г.), посадившим местным ярлом своего сына Ульфа Злого. 3. Призвания Ингигерд (ок. 865 г.) в Ладогу варягов дана Хрёрика. 4. Завоевания Ладоги (ок. 900 г.) свеем Эйриком и его берсерками Тордом и Сёрквиром (=Трувором и Синеусом).
Триста лет продолжается спор вокруг предания о призвании варягов. Триста лет разные силы стремятся «открыть», «переоткрыть» или «закрыть» неоднозначную тему истоков русской государственности. Полемика началась давно, развивалась в советское время, не утихает она и до сих пор. К спору подключаются не только «кабинетные учёные» или даже политические интересы, в ход идут и археологические памятники и артефакты прошлого.
Битва идей продолжается!
«Норманский вопрос», «норманская проблема» — тема для русской исторической науки достаточно болезненная в силу того, что она получила прежде всего политический окрас, выйдя за пределы академической среды. Копья ломают историки-профессионалы, любители и даже досужих обывателей порой не минует чаша сия. Автор не стремится выяснить, кто прав, а кто нет. Он стремится в смысл и ход полемики, чтобы разобраться в сути многовековых споров, видя в них отражение поиска «национального русского нарратива», разворачивая достаточно подробную панораму становления и развития представления о «призвании варягов» и гипотетического создания ими государства Русь.
Это книга, необходимая всем, кто интересуется не только древней историей России, но и историей идей.
Автор рассматривает ряд ключевых моментов жизни восточных славян, начиная от их выхода на историческую арену до формирования Древнерусского государства и далее — вплоть до монгольского нашествия.
Книга охватывает множество актуальных тем: происхождение ряда древнерусских племен, норманнский вопрос, проблема Русского каганата, становление ранней русской государственности — таков их неполный перечень.
Вера в ведьм — не европейское и не российское изобретение. Она существует практически у всех народов, а порой слово «ведьма» используют как эпитет с явным желанием оскорбить какую-нибудь женщину, которая, по общему мнению, наделена большой магической силой. Ведьма может вредить человеку различными способами. К тому же она знается с нечистой силой, летает на метле и вообще творит ужасные, пугающие вещи. Но… так ли справедливо это представление на самом деле?
Тулаев Павел Владимирович (р. 1959, г. Краснодар) — профессор истории Международного Славянского Института в Москве, действительный член Кирилло-Мефодиевской Академии Славянского Просвещения, член МОО «Императорское Русское историческое общество». Член Президиума Славянского комитета России. Ученый секретарь МСОО «Всеславянский Союз». Автор книг и публикаций в различных жанрах (некоторые из них переведены на европейские языки), составитель научно-популярных сборников, администратор многоязычного портала www.ateney.ru Ключевые темы исследований: начала и проблемы славянского мира, семиотика и эстетика европейской культуры, мировая война, русский прорыв.
Как разобраться в сложном переплетении ассоциативных образов, которые рождаются, пожалуй, у всякого человека, начинающего интересоваться традиционной культурой славян? Речь, одежда, жилище, великое множество утилитарных вещей самого разного назначения — все они покрыты знаками, предназначением которых было выражать определённую идею, служить символами, но одновременно и любая вещь, и любое слово тоже являются знаками.
Архаичное мировосприятие славян, как и других народов, основано на мифологическом мышлении и не может не быть образно-символическим. Есть ли способы разобраться в логике древних символов и проследить возможные вариации их смыслов и изменение таковых на протяжении времени? Авторы предлагают свои ответы на эти вопросы, рассматривая символ в контексте мифологической картины мира.