«Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» — самая знаменитая книга выдающегося английского юриста, государственного деятеля, писателя-гуманиста Томаса Мора (1478-1535). Первое ее издание было подготовлено другом Томаса Мора, великим мыслителем эпохи Ренессанса, Эразмом Роттердамским, и вышло в 1516 году в бельгийском городе Лёвен. На родине автора первый английский перевод увидел свет лишь в 1551 году, уже после казни Мора и смерти короля Генриха VIII — сначала покровителя мыслителя, а затем его преследователя.
Многие социальные группы пробовали на практике воплотить «рецепты счастья» Томаса Мора. Получалось не очень и ненадолго. Более или менее удачным опытом воплощения социалистической утопии можно считать израильские киббуцы. На принципах утопии строились и широко распространившиеся на Западе и в США в 60-е годы прошлого века коммуны хиппи. Судьба попыток воплотить в жизнь утопические принципы социализма в СССР и других странах «социалистического лагеря» хорошо известна. Однако все это лишь подтверждает неоспоримый факт: «Утопия» Томаса Мора — одна из величайших книг, когда-либо созданных человеческим гением.
О серии
Серия «Великие личности» представляет собой библиотеку главных произведений самых легендарных и выдающихся представителей разных эпох. Это правители, философы, художники — ключевые фигуры своего времени, мысли и идеи которых и по сей день интересуют человечество.
В каждой книге серии подобраны своего рода «саммари»: по каждой личности представлены выдержки из ключевых произведений, афоризмы, мысли и высказывания. Эти крайне практичные издания станут незаменимы как для студентов, только знакомящихся с мировой культурой и историей, так и для тех, кто хочет восполнить некоторые пробелы в знаниях.
Удобный карманный формат, мягкая обложка позволят знакомиться с культурным наследием великих по пути в институт или на работу.
Технический прогресс благополучно сглаживает различия между расами, культурами, континентами, и недалек тот час, когда люди на улицах, скажем, Стокгольма и Токио будут отличаться лишь разрезом глаз да мелодикой все равно непонятной речи. Но это лишь на первый взгляд. Разница между Европой и Азией лежит гораздо глубже — в самом ощущении мира.
Европейское мышление приучено к линейному восприятию реальности: бытие воплощается в конкретных формах, представления о действительности отлиты в конечные формулы, жизнь есть определенная последовательность событий, которые предположительно имеют смысл. Взгляд Востока в корне противоположен: человеческая особь — лишь один из компонентов великого круговорота стихий, наблюдая которые мыслящий субъект имеет шанс осознать себя и избрать путь, не противоречащий гармонии общего движения мировых сил.
«101 история дзен» — это европейская попытка изложить понятным языком мудрость великих учителей дзен-буддизма. В этой книге не содержится привычных для нас аксиом и назиданий. Здесь есть лишь примеры, дающие некоторое представление о симфонии мироздания. Они ничему не учат и никого ни к чему не обязывают. Их просто стоит прочесть.
Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) — самый влиятельный русский философ за пределами России. Бакунина в мире цитируют намного чаще, чем общепризнанных гениев русской культуры Льва Толстого и Федора Достоевского вместе взятых. Поколения анархистов по всему миру читали его книги и вдохновлялись его приключениями. Бакунин участвовал в нескольких восстаниях, дважды был приговорен к смертной казни, дерзко бежал из сибирской ссылки, совершив почти полное кругосветное путешествие.
«Государственность и анархия» — самая значительная работа Бакунина. Она была написана в 1873 году и во многом подводила итоги размышлений философа. Это один из немногих текстов философа, написанных по-русски (хоть и в Цюрихе), специально для соотечественников, которые, к сожалению, к нему не прислушались…
«Война есть продолжение политики другими, насильственными средствами» - одного этого чеканного определения было бы достаточно, чтобы обессмертить труд Карла фон Клаузевица. Прусский офицер, который воевал с Наполеоном на стороне России, был далеко не первым, кто писал о войне. Но эти труды рассказывали, как нужно вести войну. Клаузевиц же попытался проникнуть в суть войны, проанализировать ее как социальный феномен. И справился с этой задачей блестяще. Он не просто дал обзор вооруженных конфликтов в истории человечества - он блестяще сформулировал войну как философию, вывел ее законы и определил движущие силы. В результате стратегическое и философское понимание войны оказалось разделенным на "до" и "после" появления книги с простым названием «О войне». Таким образом, эта книга остается одним из величайших стратегических исследований в истории, а определенные автором принципы применяются не только для анализа военных действий, но и для формирования стратегий конкурентной борьбы в политике и бизнесе.
Даже у лучших писателей не все тексты одинаково хороши. Большинство классиков известны нам одной-двумя книгами. Но встречаются исключения и из этого правила. Одно из величайших — творчество Джорджа Оруэлла, автора знаменитого романа-антиутопии «1984». Практически все, что вышло из-под его пера, актуально и сегодня, через 70 лет после того, как он поставил последнюю точку. В этой книге впервые в отечественном книгоиздании собраны воедино самые яркие, глубокие, остроумные, интригующие и нетривиальные мысли крупнейшего английского писателя ХХ века.
Джордж Бернард Шоу для английской литературы ХХ века стал тем же, чем Шекспир был для века XVII. Он и сравнивал себя только с Шекспиром. Главными чертами таланта Бернарда Шоу стали наблюдательность, парадоксальность, страстность. В пьесах и предисловиях, в романах, рассказах, статьях и письмах он больше полувека ставил своим читателям диагнозы, давал советы, прописывал рецепты. Прославленный при жизни, Шоу не стеснялся своего величия, — можно сказать, он им нещадно пользовался. Не всегда разумно, но всегда эффектно. Британский писатель и журналист Найджел Рис, сам не последний острослов, имел достаточно оснований, чтобы посоветовать нам всем: «Во всех сомнительных случаях удачную фразу следует приписывать Джорджу Бернарду Шоу».
В этом году исполняется семьдесят лет с того дня, когда Шоу съязвил в последний раз. Но мы-то с вами знаем: Шоу must go on!
Разновидностей славы столько же, сколько видов ненависти и любви. Слава может быть даже анонимной: когда забыто или утрачено само имя автора знаменитых книг или великих свершений. Бывает наоборот: от человека остается только имя, но никто, кроме специалистов, не скажет, чем же именно славен его носитель.
Автор и герой этой книги - один из творцов кубинской революции аргентинец Эрнесто Гевара де ла Серна (1928-1967) - на ментальном горизонте своих поклонников сияет как звезда по имени Че. Более того, это лицо, этот берет со звездочкой, этот устремленный к сияющим вершинам взгляд узнают даже те, кто вообще не интересуется политическим небосклоном. Все знают имя Эрнесто Че Гевары, но кто скажет, о чем думает этот фотогеничный мачо, что собирается сделать с Кубой, с Америкой, со всем миром? Команданте Че Гевара не скрывал ни своих мыслей, ни намерений, ни дел. Но ленивые и нелюбопытные его поклонники, кажется, словами своего кумира особо не интересовались. А зря! Нет более захватывающего чтения, чем чтение мыслей - это вам скажет любой медиум. Раскройте эту книгу - как дверь, ведущую в сумеречный мир души одного из знаменитейших пассионариев ХХ века. «Героический партизан» Че Гевара не просто политическая фигура - он яркий символ альтернативной истории. И наша книга, как телескоп, поможет пристальнее вглядеться в кровавый отблеск этой звезды.
Это книга, которая Марком Твеном была написана, но осталась неизданной. Из бесконечного многообразия его текстов мы отобрали те мысли, абзацы, периоды, анекдоты, занимательные истории — были и небылицы, которые являют нам Марка Твена не в новой, а в истинной его ипостаси: морального философа, грустного шутника «с осенью в сердце». Это собрание не столько острот, сколько приговоров — проницательных и безжалостных, но «с правом на помилование». Их Марк Твен выносит роду человеческому, к которому имел горькое удовольствие принадлежать.
И при этом великий остроумец Марк Твен не был скептиком, хоть и видел людей насквозь. Скептик не верит в будущее — Марк Твен работал на него. В полном соответствии с афоризмом «будущее уже наступило; просто оно еще неравномерно распределено», под которым он и сам подписался бы, Твен пользовался всеми новинками прогресса. Одним из первых он отбросил перо и сел за пишущую машинку. В результате уже ни один издатель не мог сократить его текст, ссылаясь на то, что почерк автора неразборчив. В свободное время он любил писать в газеты опровержения о своей смерти, что-то вроде «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». В конце концов он достал всех редакторов, и они стали к этому сообщению добавлять: «К сожалению». На что поклонники автора во всем мире и сегодня были бы рады ответить: "К счастью! " Тем более что сам Твен писал: «Я приближаюсь к порогу старости; в 1977 году мне стукнет сто сорок два. Довольно порхать по белу свету». И пусть до 1977-го Твен немного не дотянул, — но он жив и в 2020-м! How are you, Mr. Twain?
Составитель Яськов В.
Это издание — свод афоризмов Уильяма Шекспира, великого поэта, проницательного психолога, наблюдательного бытописателя, мастера бессмертных формулировок. Эта книга также современный краткий путеводитель по драматургии и поэзии Шекспира, по Англии его времени и по внутреннему миру человека эпохи, переходной от Средневековья к Возрождению. Чем отпугивает современного читателя старая драматургия? Многословием и риторикой. Этих недостатков на удивление немного у Шекспира. Великий английский лексикограф Сэмюель Джонсон сказал однажды: «Настоящая сила Шекспира не в великолепии отдельных отрывков, но в самом движении пьесы и в содержании диалогов. Кто попытается рекомендовать его по избранным цитатам, преуспеет, как древний педант, который, предлагая свой дом на продажу, носил с собой в качестве образца кирпич». Вот эту-то задачу и намеревается решить наша книга: выбрав блестки Шекспировского остроумия, сложить из них пазл его творчества и его эпохи. Надеемся, по этим кирпичикам вы получите представление обо всем здании, построенном Шекспиром. «Прошлое не мертво. Оно даже еще не прошло» (Уильям Фолкнер). К Шекспиру это относится как ни к кому: описывая свое время, он описал наше. В своих страстях, страхах, желаниях, тайных замыслах и явных поступках шекспировские персонажи мало чем отличаются от нас.
Альберт Эйнштейн — человек, повлиявший на ход истории XX века. До сих пор он остается самым знаменитым ученым мира. И ничего, что мало кто из обычных людей помнит, что именно доказал Эйнштейн и за что ему была присуждена Нобелевская премия по физике. Главное, что Эйнштейн коренным образом изменил взгляды человечества на материю. Эта книга о жизни и научных открытиях гениального ученого, его размышлениях о природе материи, природе человека и законах цивилизации. Мы в благоговейном восхищении взираем на этого человека, чьи научные мысли лежат за пределами нашего разума, чей вклад в развитие цивилизации до сих пор по-настоящему могут оценить лишь считаные единицы, но чьи афоризмы и высказывания золотым пером вписаны в анналы истории.
Как бы ни менялась политическая конъюнктура и какое бы ни складывалось в обществе отношение к идеям марксизма и коммунизма, В. И. Ленин был, есть и останется одним из самых знаменитых политиков-философов в истории.
Ленин в своей деятельности уделял большое внимание вопросам трансформации капиталистического общества. Еще в начале 1910-х годов он приступил к сбору материалов для работы, в которой в доступной форме излагались бы основные экономические закономерности, присущие капитализму на данном этапе развития. Впервые изданная в Петрограде в апреле 1917 года книга «Империализм как высшая стадия капитализма» стала прямым продолжением и развитием «Капитала» К. Маркса. И по сей день труд В. И. Ленина является одним из основных для описания экономических и политических особенностей империализма. Его внимательное изучение исключительно важно сегодня для обсуждения и понимания важнейших проблем, стоящих перед современной цивилизацией: степень адекватности главных моделей марксизма в анализе развития и кризиса капитализма; природа русской революции и причины раскола российского левого движения в 1917 г.; крах официальной советской идеологии и мирового левого движения в конце ХХ века; перспективы построения рыночной экономики на территории СССР; доктрина глобализации и ее идеологическое прикрытие.
Человечество всегда мечтало об идеальном государстве — справедливом, богатом, управляемом мудрецами, пользующимися непререкаемым авторитетом, способным защитить себя от любых врагов… или попросту скрыть свою жизнь от посторонних глаз? Томмазо Кампанелла и Фрэнсис Бэкон — современники, но, казалось бы, совсем разные люди. Один — монах-бунтарь, другой — государственный деятель и ученый. Однако оба создали, пускай лишь только на бумаге, свои идеальные государства — Город Солнца и Новую Атлантиду, существующие тайно от прочей цивилизации, еще не достигшей их уровня. Оба автора населили эти государства носителями своих идей, своих представлений о том, какими должны быть власть, общество и человек. Приобщимся же и мы к этой пускай фантастической, но удивительной альтернативной реальности