Серебряный век — никогда, ни до ни после, русская культура не достигала таких высот новаторства, такого разнообразия школ и направлений, такого масштаба литературного эксперимента.
Самая полная антология поэтов Серебряного века — символисты, акмеисты, футуристы, имажинисты… Их биографии и стихи.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» погружают читателя в славную историю запорожского казачества, атмосферу страшных украинских легенд и романтических сказаний, яркие декорации с шумными ярмарками, щедрыми застольями, фактурными, полнокровными персонажами. «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных», — писал Гоголь. Реальность, преображенная его фантазией, приобретает изящную художественную завершенность, а герои воспринимаются как целостные поэтические типы. Однако наиболее уникальная черта гоголевского стиля — это, конечно, юмор, в русской литературе явление единственное в своем роде.
Повесть «Вий» — фактически первый русский триллер, с едва прикрытым эротическим подтекстом и готовыми декорациями для мистического фильма ужасов. Фольклорные персонажи, связанные с нечистой силой, перестают быть забавными существами, над которыми хитрый герой — как положено в сказках — всегда одерживает победу. Именно в «Вие» Гоголь переходит от изображения вымышленных демонических персонажей к отображению подспудного демонизма самой жизни.
Антуан де Сент-Экзюпери более всего известен своей удивительной сказкой для детей и взрослых — «Маленький Принц». Один из самых знаменитых французов прошлого века — поэт, писатель, журналист, летчик, герой Второй мировой войны, он оказал заметное влияние на свое поколение еще при жизни и стал легендой после смерти.
Артур Конан Дойл был не первый, кто писал истории о раскрытии преступлений, и не последний. Но он — лучший. Считается, что детектив — это своего рода эпос, миф, создающийся по определенным законам. Почему же миф о Шерлоке Холмсе стал таким популярным?
«Ревизор» — самая известная комедия русской драматургии. Это больше чем просто сатира на бюрократию николаевской России. Герои пьесы вне времени, они живут среди нас. Смеясь над ними, мы смеемся над собой.
«Нос» и «Шинель» — шедевры «Петербургских повестей». Гоголевские призраки столь реалистичны, что создается впечатление: именно они и являются истинными жителями Петербурга.
«Тарас Бульба» — единственное произведение русской литературы, во всей полноте выразившее украинский характер. Потрясения, описанные в повести, открыли Украине путь к свободе, а сама повесть открыла Украину миру.