Основная часть учебного пособия представлена оригинальными задачами, составленными преподавателями кафедры физики факультета аэромеханики и летательной техники (ФАЛТ) Московского физико-технического института. Эти задачи в разные годы почти полувековой истории факультета предлагались студентам ФАЛТ на семестровых письменных экзаменах, в контрольных работах и заданиях по физике для самостоятельного решения.
Вместе с тем в Сборник включено несколько групп задач, посвященных практическим вопросам, обычно не рассматриваемым в курсах общей физики. Они могут представлять интерес не только для студентов, но и для инженеров, а также для всех интересующихся проблемами современной инженерной практики и техники.
Для студентов инженерно-физических специальностей университетов, преподавателей физики высшей школы, а также для самостоятельного знакомства с основными разделами общей физики.
Цель этой книги — служить пособием для студентов, аспирантов и преподавателей, изучающих и ведущих курс теории твердого тела.
В книге изложены основы современной квантовой теории свойств нормальных и сверхпроводящих металлов, диэлектриков, полупроводников и происходящих в них явлений.
Описаны принципы использования ряда этих свойств для разработки измерительных и других приборов электроники.
Книга может быть полезной экспериментаторам, работающим в области физики твердого тела, поскольку изложение материала ведется на уровне, не включающем изощренные теоретические методы типа диаграммной техники и функций Грина.
Предполагается, что читатель знаком с основами квантовой механики и статистики в объеме обычных университетских курсов.
Предлагаемые читателю учебное пособие и программный комплекс по молекулярной физике позволят провести с помощью компьютера до полутора десятков различных экспериментов по курсу молекулярной физики. Компьютер при этом выступает в роли экспериментальной установки для проведения физических опытов.
Опыты, в отличие от тех, что проводятся в обычной физической лаборатории, где мы «задаём вопрос» непосредственно природе и получаем от неё ответ в виде результата эксперимента, ставятся над соответствующей математической моделью явления, т.е. над системой уравнений второго закона Ньютона, описывающих движение большого числа взаимодействующих частиц. Компьютер, в соответствии с заложенным в него алгоритмом, производит численное решение этой системы уравнений. Условия эксперимента, как и его содержание, определяет пользователь комплекса.
Важно при этом, что компьютер «не знает» законов молекулярной физики, он только решает уравнения второго закона Ньютона для системы взаимодействующих частиц. Мы наблюдаем с помощью компьютера за движением системы частиц. Меняя условия эксперимента, получаем различные состояния этой системы — твёрдое, жидкое, газообразное. Мы можем провести различные процессы в этой системе, такие как процессы в газах с изменением объёма и/или температуры, плавление твёрдого тела с превращением его в жидкость, испарение жидкости, адиабатическое расширение газа с последующей конденсацией газа в жидкость и т.п.
В пособии, помимо детального обсуждения основных понятий молекулярной физики, подробно обсуждаются численные алгоритмы, используемые для моделирования соответствующих процессов, доступная в компьютерных экспериментах точность получаемых результатов.
Книга и программный комплекс могут быть полезны как преподавателям физики вузов и школ, так и учащимся, от школьников старших классов до студентов университетов.
Каждый знает, что А.С. Пушкин внес неоценимый вклад в российскую культуру, имея в виду литературу, историю, философию, искусствознание и т.д. При этом мы, как правило, забываем включить туда науку (и особенно, естествознание — физику, химию, биологию и проч.). Это позволяет нам, поднимая поэта на пьедестал, с некоторым снисхождением относиться к его изначально более чем скромным познаниям в физике и математике. Между тем, Адам Мицкевич писал: «Пуля, поразившая Пушкина, нанесла интеллектуальной России ужасный удар. Ни одной стране не дано дважды рождать человека со столь выдающимися и столь разнообразными способностями».
И действительно, при всей своей кажущейся отдаленности от точных наук Пушкин не только ощущал, но и был уверен, что будущее человечества связано не только с развитием культуры и эволюцией нравственных ценностей, но в огромной степени — с научным прогрессом.
С возрастом и в произведениях Пушкина, и в его светской жизни появляется все больше свидетельств об интересе Пушкина к науке. Ярким доказательством переоценки его взглядов на науку служат инициированные Пушкиным «физико-математические» публикации в журнале «Современник». Две из них он успел напечатать еще при жизни, а третья — вышла уже после его смерти.
Все это говорит о том, что семена, посеянные в Лицее, в конце концов дали всходы, а значит, труды лицейских педагогов-физиков и математиков не оказались напрасными.
Эта книжка рассказывает о том, кто и как учил Пушкина точным наукам, по каким учебникам он учился, и все это в контексте общего взгляда на развитие физического образования в России того времени (в Академии наук и столичных университетах).
Для широкого круга любителей истории науки и образования, отечественной культуры.
Книга известного физика из США Дж. Орира представляет собой один из наиболее удачных в мировой литературе вводных курсов по физике, охватывающих диапазон от физики как школьного предмета до доступного описания ее последних достижений. Эта книга занимает почетное место на книжной полке уже нескольких поколений российских физиков, причем для данного издания книга существенно дополнена и осовременена.
Автор книги — ученик выдающегося физика ХХ века, Нобелевского лауреата Э. Ферми — в течение многих лет читал свой курс студентам Корнельского университета. Этот курс может служить полезным практическим введением к широко известным в России «Фейнмановским лекциям по физике» и «Берклиевскому курсу физики».
По своему уровню и содержанию книга Орира доступна уже школьникам старших классов, но может представлять интерес и для студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех тех, кто желает не просто систематизировать и пополнить свои знания в области физики, но и научиться успешно решать широкий класс физических задач.
Один из лучших в мировой литературе учебников по общей физике.
Книга даёт базовые знания по максимально широкому спектру всех явлений, в которых проявляются квантовые свойства света и вещества.
В основе учебного пособия лежат знаменитые лекции Л.Л. Гольдина для студентов МФТИ, на которых выросло не одно поколение советских и российских физиков.
Изложение во всех главах опирается на ясное описание экспериментов, ставших классикой ХХ века, в сочетании с доходчивыми и наиболее пригодными для начального этапа обучения формулировками основных положений нерелятивистской квантовой теории.
Главы по элементарным частицам и ядерной физике перебрасывают мостик и к квантовой электродинамике; другие главы ведут читателя от атомной физики к молекулам и конденсированному состоянию вещества.
Представления, формируемые этим компактным учебником, способствуют дальнейшему углублённому изучению современной физики и её прикладных аспектов.
Для студентов и преподавателей физических факультетов и технических университетов, физико-математических классов и лицеев.
Второе издание учебника широко используется в ведущих российских университетах.
Сборник вопросов, задач и упражнений служит дополнением к учебнику для высшей школы «Основы общей и физической химии» В.В. Еремина и А.Я.Борщевского.
Лучший способ изучить предмет — решать задачи, поэтому данный сборник поможет лучше понять основные закономерности химии и точнее ориентироваться в мире химической информации.
Как и учебник, данный сборник состоит из 4 частей. Первая часть, «Общая химия» имеет описательный характер, три другие части посвящены основным разделам физической химии и демонстрируют применение физических теорий и методов к веществам и реакциям, описанным в первой части. В начале каждой главы приведены вопросы, ответы на которые помогут глубже понять теоретический материал. Для удобства читателей все задачи разделены на два уровня сложности. Ответы к расчетным задачам приведены в конце каждой главы.
Книга предназначена для студентов, изучающих общую и физическую химию, и их преподавателей. Вопросы и задачи первой части могут быть использованы школьниками для углубленного изучения химии и подготовки к олимпиадам.
Учебное пособие посвящено моделированию Интернета, который был диковинкой для большинства из нас еще каких-то 15 лет назад. Сейчас мы ежедневно пользуемся ресурсами Интернета — поиском, электронной почтой, блогами и др. Сеть динамично развивается, растет и усложняется, а потому рядовому пользователю может казаться, что в Интернете царит полный хаос. Однако в реальности все устроено намного интереснее. Многочисленные статистические исследования показывают, что есть ряд законов, которым подчиняется «всемирная паутина». В частности, эти законы связаны с интерпретацией Интернета как графа, вершины которого — сайты, а ребра — гиперссылки. В книге описаны основные законы такого типа и рассказано, как современная математика помогает их моделировать. Для понимания книги читателю понадобится знание основ комбинаторики, теории графов и теории вероятностей. Книга будет полезна студентам, аспирантам и преподавателям технических ВУЗов, а также всем, кто интересуется приложениями математики к моделированию «сложных сетей» — Интернета, социальных, биологических, транспортных и других сетей. Первое издание книги широко используется в российских университетах и специалистами по информационным технологиям.
Книга содержит краткое описание методов исследования, используемых в практикуме по физической химии: термический анализ, калориметрия, УФ- и ИК-спектроскопия, кондуктометрия, потенциометрия, газовая хроматография, ЯМР-спектроскопия, и их применение для проведения практических (лабораторных) работ.
Предлагаются лабораторные работы по основным разделам химической термодинамики и химической кинетики: фазовые и химические равновесия, адсорбция, кинетика простых и сложных реакций, гетерогенный, гомогенный и ферментативный катализ, кинетика реакций в открытой системе. Имеется возможность свободного просмотра видеофильмов, показывающих процесс выполнения лабораторных работ и обработки полученных данных.
Первое издание книги широко используется в ведущих российских университетах.
Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей химических специальностей.
Учебное пособие является частью курса общей физики для специальной ее области (физики конденсированного состояния). Руководство предполагает знания в пределах программ по физике и математике первых двух курсов технического университета, в частности, классической механики и термодинамики, основ электромагнитной теории (уравнения Максвелла) и начал статистической физики.
В курсе рассматриваются основные физические свойства конденсированных сред — металлов, полупроводников, магнетиков, сверхпроводников, а также ряд важных явлений в неупорядоченных средах.
Автор счел важным включить и такие специальные темы, как основы физики полупроводниковых гетероструктур и мемристоров, разбор явлений в неоднородных средах, идеи спинтроники и физики полимеров, понятие о различных переходах металл-изолятор, идеи, относящиеся к строению жидкостей, представление об электрических шумах и многое другое.
Главный принцип отбора — допустим лишь тот материал, основные идеи которого можно изложить сравнительно просто. Поэтому часто точные вычисления заменяются относительно простыми (но по порядку величины правильными) количественными оценками, основанными на ясных физических идеях.
Курс предназначен студентам и аспирантам физических специальностей, но может быть также полезен преподавателям вузов и научным работникам.
Учебно-справочное руководство посвящено разделам математики, постоянно используемым в физике и прикладных дисциплинах — механике, теории поля, гидроаэродинамике, кристаллографии, радиоэлектронике и т.д.
Сложившаяся структура образования в российских университетах не обеспечивает хороших знаний различных систем координат, векторного анализа, не даёт достаточных навыков расчётов с применением матриц и тензоров.
Издание поможет в учебном процессе студентам и преподавателям физических и технических специальностей, а также будет полезно научным работникам и инженерам-разработчикам.
Первое издание справочника широко используется во многих российских университетах и научных организациях.
Монография М.В. Родкина и Д.В. Рундквиста является обобщением результатов многолетних работ авторов по исследованию процессов сейсмогенеза и тектоники, рудо- и нефтегенеза. В монографии эти процессы трактуются в едином ключе, в их связи с процессами глубинного флюидного режима и метаморфизма. Важность роли флюида обусловлена тем, что он является наиболее мобильной компонентой литосферы, переносчиком рудных и УВ компонент, обеспечивая тем самым формирование месторождений, при этом во многом определяющие характер флюидного режима значения проницаемости являются сильно изменчивой (на много порядков) характеристикой литосферы. Важность метаморфических процессов обусловливается тем, что при таких процессах происходят наиболее сильные изменения свойств горных пород (плотности, теплосодержания, иных). Отсюда именно флюидный режим и процессы метаморфизма и определяет во многом характер геотектонических процессов, сейсмичности, процессов рудо- и нефтегенеза. С этих общих позиций удается разрешить ряд известных трудностей в исследуемых областях геологии и геофизики.
Монография предназначена для специалистов по геологии и геофизики и студентов старших курсов соответствующих специальностей.