Читателю никогда не приходится рассчитывать на то, что поэт напишет собственную автобиографию; в большинстве случаев поэты никогда этого и не делают. Поэту же, по большому счету, никогда не приходится рассчитывать на то, что ему будет предоставлено право представить читателю собственную жизнь так, как сам поэт пожелал бы. Долгосрочный проект Линор Горалик «Частные лица. Биографии поэтов, рассказанные ими самими» — это попытка предоставить сегодняшним поэтам свободу рассказать о себе на своих условиях. Нынешний — первый — том «Частных лиц» включает в себя автобиографии тринадцати поэтов — Михаила Айзенберга, Сергея Завьялова, Владимира Гандельсмана, Дмитрия Кузьмина, Александра Бараша, Алексея Цветкова, Веры Павловой, Натальи Горбаневской, Федора Сваровского, Сергея Гандлевского, Александра Скидана, Елены Фанайловой и Бориса Херсонского.
«Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» не входит в число канонических пушкинских текстов — слишком безыскусное для художественной прозы и слишком скупое для занимательного травелога, оно не понравилось ни современникам Пушкина, ни последующим поколениям и не часто привлекало внимание ученых. Новая книга Александра Долинина разрушает устоявшуюся репутацию: всесторонний анализ «Путешествия» и его источников в широком контексте металитературных установок позднего Пушкина позволяет прочесть лаконичный рассказ о поездке на русско-турецкую войну как автобиографическую повесть об осознании собственной — человеческой и творческой — судьбы и помещает его в ряд пушкинских шедевров. В книгу также включен текст «Путешествия в Арзрум», как он был опубликован самим Пушкиным в 1836 году, снабженный примечаниями и комментаторскими заметками.
Книга Алексея Конакова о Евгении Харитонове — скрупулезная реконструкция биографии одного из самых радикальных новаторов русской прозы второй половины XX века, разбор его текстов и авторских стратегий, сделанный на стыке социологии и психоанализа, и, не в последнюю очередь, очерк устройства позднесоветской культурной жизни, разворачивающейся на границе между официальными и подпольными формами существования театра и литературы.
«Мама мыла раму» — мемуарная проза Льва Рубинштейна о детстве и отрочестве в форме комментария к его собственному, уже классическому «карточному» тексту 1987 года с тем же названием.
Возможно ли помнить не свое, а чужое прошлое? Как историческая травма влияет на жизнь тех, кто не был современником катастрофических событий? Марианна Хирш исследует глубинные механизмы передачи памяти о Холокосте через поколения, используя обширный материал послевоенной культуры — искусства, литературы и различных социальных теорий.
Литературная биография Мандельштама советских лет — это история его попыток быть писателем и зарабатывать литературным трудом в эпоху радикальных социальных изменений, касавшихся и самого статуса литературы, и устройства ее существования в обществе. Детальная реконструкция советского литературного быта 1920-1930-х годов и новый взгляд на социальные стратегии Мандельштама — в книге Глеба Морева.
Прошлое, как известно, изучают историки. А тем, какую роль прошлое играет в настоящем, занимается публичная история — молодая научная дисциплина, бурно развивающаяся в последние несколько десятилетий. Из чего складываются наши представления о прошлом, как на них влияют современное искусство и массовая культура, что делают с прошлым государственные праздники и популярные сериалы, как оно представлено в литературе и компьютерных играх — публичная история ищет ответы на эти вопросы, чтобы лучше понимать, как устроен наш мир и мы сами. «Всё в прошлом» — первая коллективная монография по публичной истории на русском языке.
Новая книга художника Гриши Брускина — очерки революционной иконографии, прослеживающие прихотливую судьбу революции как темы и метода искусства на протяжении веков и даже тысячелетий. Брускин разбирает хрестоматийные и малоизвестные изображения из истории русской и мировой культуры, предлагает читателю неожиданные сопоставления и смелые интерпретации многочисленных шедевров от Делакруа до Малевича и Петрова-Водкина, но главное — учит смотреть на искусство как таковое — непредвзятым, заинтересованным взглядом, который преодолевает школьные стереотипы и музейные предписания.
Книга Зигмунта Баумана, одного самых ярких мыслителей послевоенной Европы, рассматривает феномен свободы в его социальном измерении — не как свойство или достояние человека, а как социальное отношение, связывающее его с другими людьми, различными социальными институтами и обществом в целом. Считая свободу естественным и универсальным состоянием человека, социальные науки как правило сосредоточены на феноменах несвободы, однако, как показывает автор, в действительности свобода представляет собой продукт определенного общественного устройства, подлежащий как критическому анализу, так и историческому развитию.
Десять статей выдающегося современного историка Карло Гинзбурга посвящены самым разным сюжетам — деревянным куклам, литературным приемам, евангельскому тексту, антисемитизму, христианской иконографии, греческой философии, самой исторической науке и многому другому — но их объединяет одна общая тема: устройство человеческого взгляда на окружающий мир.
Прекрасная Россия будущего — какая она? И можем ли мы быть уверены в ее прекрасности? Политологи, писатели, социологи, философы, архитекторы и комиксисты объединили в этой книге свои усилия, чтобы вообразить или спроектировать будущее страны через 30 лет.