Второй выпуск «Азбуки» содержит образцы тропарных и ирмосных напевов для четырехголосного смешанного хора с краткими указаниями по распеванию богослужебных текстов. В Приложении в качестве дидактического материала включены гимнографические тексты восьми гласов. В сборнике представлена московская традиция гласового пения, которая на современном этапе включает в себя не только исконно московские напевы, но и распевы других местных школ.
Пособие предназначено для студентов дирижерско-хоровых факультетов вузов, учащихся музыкальных училищ и регентских отделений духовных школ, для регентов и певчих, а также всех любителей уставного церковного пения.
Эта книга — первое масштабное жизнеописание одного из самых замечательных пастырей Русской Церкви начала XX века. Киевский мыслитель, поэт, священник Анатолий Жураковский (1897-1937) — плоть от плоти российского Серебряного века, развивавший и внедрявший его идеалы как в личной жизни и творчестве, так и в церковно-общественной борьбе 1920-х годов. В этом смысле он важный свидетель времени светлых надежд и видений русской культуры. Организатор уникальной церковной общины, стойкий и последовательный противник обновленчества, о. Анатолий до конца испил уготованную тысячам российских новомучеников чашу страданий.
Переживание христианами праздников Церкви свободно и независимо от меняющегося исторического контекста, оно как в древние времена, так и сейчас дает импульс церковной жизни. Двунадесятые праздники остаются сердцевиной богослужебного круга и настоящим кладезем духовных смыслов. Хорошо начинать знакомство с наследием святых отцов именно через посредство их учения о церковных праздниках — ведь это настоящее живое богословие, обращенное к каждому из нас.
Книга «Благовещение Пресвятой Богородицы», написанная П. Ю. Малковым, призвана в ясной и доступной форме познакомить читателя с важнейшими богословскими и нравственными особенностями святоотеческого учения о евангельском событии Благовещения как миге спасительного Вочеловечения Сына Божия, а также явления духовной славы и смиренного величия Пречистой Девы.
В море «лагерной» литературы книга Волкова О.В. ясно выделяется своей тональностью. «Светлый лик Христовой Церкви», «светящие огоньки веры», «светлые люди», ставшие «светом и истиной в непроглядной ночи», «огни паникадил и лампад», «солнечный свет» — вместе и по отдельности все это наполняет книгу особым содержанием, свидетельствует о внутреннем свете, который преображает мысли и поступки человека, вселяет в него надежду на лучшее, является отблеском Высшего Света.
Требования к оформлению пояснительных записок к курсовой работе и выпускной квалификационной работе бакалавра по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов кафедры церковного шитья факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В нем указаны основные правила оформления к написанию пояснительных записок к курсовым работам и выпускной квалификационной работе бакалавра по направлению 54.03.02 «Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы» и требования к ним, соответствующие действующим стандартам РФ и программам кафедры.
В учебном пособии нормы литургического произношения рассматриваются в историческом, конфессиональном и учебно-методическом аспектах. Звучание церковнославянских текстов в XVI-XVII вв. охарактеризовано на основе реконструкции системы книжного произношения, предпринятой Б. А. Успенским, и с учетом высказанных его коллегами критических замечаний. Система богослужебного произношения старообрядцев-беспоповцев описана в ее современном состоянии. Практическая часть пособия содержит свод правил литургического произношения и другие учебные материалы, которые могут быть применены к текстам, зафиксированным источниками XVI-XVII вв., и к более поздним текстам, продолжающим ту же литературно-текстологическую традицию.
Издание предназначено учащимся певческо-регентских и пастырских отделений учебных заведений Русской Православной Церкви, студентам высших учебных заведений, обучающимся по программе «Древнерусское певческое искусство», а также всем интересующимся проблематикой церковного чтения и пения.
Монография посвящена представлениям об универсальном единстве Церкви, сформировавшимся в латинской патристической традиции рубежа IV и V вв. Проблема рассматривается в контексте развития церковной организации в позднеантичный период, а также в связи с современными экклезиологическими концепциями. Центральное внимание уделяется наследию римских пап от Дамаса I до Бонифация I, свт. Амвросия Медиоланского и блж. Августина. По мнению автора, универсальное единство Церкви всегда должно основываться на церковной преемственности. Связь преемства и согласия в жизни Церкви достигается через иерархизацию церковного общения. Автор соотносит идею универсального единства Церкви с представлениями об особом статусе и авторитете Римской кафедры и других апостольских престолов.
Монография может быть интересна как специалистам в области патрологии, истории Древней Церкви и Поздней Античности, так и широкому кругу читателей.
4-е издание учебного пособия Александра Дворкина «Сектоведение» представляет читателю максимально полную картину развития и деятельности тоталитарных сект в России в течение первого постсоветского тридцатилетия. Если третье издание (2002 г.) описывало секты 90-х гг. прошлого века и начала нового тысячелетия, то новое — переработанное и дополненное — охватывает период до 2023 г. Читатель сможет не только узнать о зарождении и деятельности различных сект в нашей стране и проследить их эволюцию, но и получить все необходимые сведения о ныне действующих сектах и сектантских движениях. Для написания пособия автор пользовался широким кругом источников на разных языках, а также многолетним личным опытом противостояния различным сектам и помощи их жертвам.
В издание вошли архивные материалы, относящиеся к деятельности С. Л. Франка в «Русской Мысли»: его, А. С. Изгоева и П. Б. Струве отзывы на поступавшие в редакцию материалы, переписка с Ал. Н. Чеботаревской, а также более поздний (1946) цикл лекций Франка «Живая Европа», прочитанный на радио BBC и посвященный взаимоотношениям западноевропейской и русской культур и месту Германии в этих отношениях.
Новое издание уже завоевавшей популярность книги известного церковного ученого, общественного деятеля и писателя Александра Дворкина о месте, занимающем исключительное положение на карте Православия, Афоне. Это настоящее монашеское государство со своим укладом и традициями. Множество паломников ходят его тропами, поклоняются его святыням. Конечно, паломнические пути и встречи не обходятся без долгих бесед и рассказов. О жизни в Церкви, о человеческих судьбах, о непростых путях людей к Богу и о радости встречи с Ним — обо все этом и получилась книга «Афонские рассказы».
Учебное пособие посвящено истории развития богослужебного облачения и сопутствующих ему литургических предметов, относящихся к декоративно-приклад-ному искусству. На богатом иллюстративном материале с изображением облачений, сохранившихся в произведениях монументального искусства, иконах и скульптуре, прослеживается изменение форм предметов облачения и особенностей декорирования их деталей. Также представлены сохранившиеся памятники церковного облачения и иконография лицевого шитья.
Издание предназначено студентам православных учебных заведений, художникам-иконописцам и всем интересующимся историей костюма.
Творение донатистского богослова IV в. Тихония, не сохранившееся как цельный текст, но недавно восстановленное по многочисленным цитатам позднейших авторов, представляет большой интерес оригинальностью экклезиологических и эсхатологических идей, а также значительным влиянием на последующую латинскую традицию толкования Апокалипсиса.
На русский язык труд переведен впервые и снабжен вступительной статьей и комментариями.
В учебном пособии изложен материал лекционного курса «Средневековое искусство Западной Европы», который читается студентам Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Хронологические рамки материала: V-XV века; географический охват — страны Запад-ной Европы: Италия, Франция, Испания, Германия, Англия. В пособии охарактеризованы основные этапы развития средневекового искусства: архитектуры, скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства. Особое внимание уделено стилистической эволюции художественного языка — от поздней Античности к готике и романике. Для более полного понимания художественных особенностей искусства каждого этапа книга богато иллюстрирована изображениями самых важных памятников.
Издание предназначено студентам высших учебных заведений, обучающимся по раз-ным художественным дисциплинам.