Ида Рубинштейн — одна из самых загадочных и противоречивых фигур театрально-художественной жизни России и Европы первой половины XX столетия. И по сей день биография этой незаурядной танцовщицы, актрисы и музы знаменитых писателей и композиторов сопровождается мифами, слухами, домыслами…
В ее драматической судьбе, вобравшей в себя парадоксы и потрясения эпохи, переплелись триумфы и падения, личные трагедии и всеобщее признание, готовность к самопожертвованию и преданная дружба, богатство и одиночество. Лев Бакст, много лет работавший с Идой Рубинштейн, считал, что ее творчество отличает «талант непревзойденного мима» и «редкое сочетание трех искусств: литературы, живописи и музыки».
Книга адресована читателям, интересующимся культурой и театральным искусством России и Европы первой половины XX века.
Эта книга — по существу первая современная монография о Константине Сомове, которая охватывает все этапы его жизни и творчества. Художник уникального дарования, Сомов был одним из лучших, а возможно и лучшим мастером Серебряного века русской культуры, самой яркой, по мнению Сергея Дягилева, звездой «Мира искусства». Блестящий рисовальщик, пейзажист, портретист, Сомов был глубоко укоренен в эстетике fin de siecle с его мистицизмом, декадансом и эротизмом, по праву являясь одним из ее законодателей. Его имя неразрывно связано с ретроспективизмом и образом рококо, представленным с изобретательной фантазией, ироническим гротеском и чувственным подтекстом. Визитной карточкой художника стали ночные галантные праздники с их фейерверками, намеками на затейливый сюжет, влюбленными парочками в костюмах рококо и персонажами комедии дель арте. Будучи одним из самых востребованных художников на родине, где каждый коллекционер стремился иметь своего «Сомова», в эмиграции он столкнулся практически с полной безвестностью. Прекрасно понимая несовременность своего творчества, Сомов тем не менее не пожелал менять свои взгляды, до конца сохраняя верность эстетическим принципам «Мира искусства» и до совершенства оттачивая свое мастерство. Книга адресована широкому кругу любителей русского искусства.
Очередная книга серии «Детям об искусстве» предлагает детям, их родителям, бабушкам и дедушкам краткую историю русского искусства, начиная
с 18 века и завершая первым десятилетием века 21. Основная цель книги помочь читателям по-новому взглянуть на хорошо знакомые картины и познакомиться с неизвестными художниками и их произведениями.
Небольшие тексты и тщательно отобранные иллюстрации сделают путешествие длиной в три века познавательным и интересным.
Книга петербургского искусствоведа Екатерины Андреевой посвящена нонконформизму, который появился во второй половине 1940-х годов как искусство сознательного сопротивления тотальному идеологическому контролю. Как и все явления жизни, развивающиеся в неблагоприятных условиях, искусство, не вписавшееся в господствующий соцреализм, отличалось причудливым разнообразием форм и творческих индивидуальностей. Ценность нонконформизма состояла в том, что он стремился принадлежать современности и миру, выйти за рамки нормативного советского творчества. Сохранив мечту о свободе, нонконформизм тем самым обеспечил значительную часть российской культуры энергией развития. Эта книга — хроника движения сопротивления, анализ его стратегий и результатов, рассказ о героях и шедеврах.
Издание адресовано искусствоведам, культурологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся русским искусством второй половины ХХ века.
Книга посвящена феномену цвета в искусстве и других областях культуры и практической деятельности — от первобытной магии до современной моды.
Автор обращается к природным и историческим истокам многоцветия культуры, выявляет богатство заключенных в нем символических значений и эстетических ценностей. На протяжении тысячелетий белый и черный, желтый и зеленый, красный и пурпур пополняли, более того — формировали язык искусства. Но главным в палитре, убежден Ян Балека, был и остается синий цвет — успокаивающий и вместе с тем устрашающий, приветливый и грозный, величественный и скорбный, небесный и дьявольский, духовный и низменный. Эта уникальная многозначность синего, сопутствующего человеку от рождения до смерти, прослеживается в произведениях художников разных эпох и национальностей — архитекторов, скульпторов, живописцев, поэтов, писателей, драматургов, композиторов.
Книга адресована искусствоведам и культурологам, аспирантам и студентам, изучающим эстетику, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей художественной культуры.
Книга Виктории Марковой, специалиста по искусству Италии эпохи Возрождения и барокко, посвящена итальянской живописи XVII века — от момента становления нового художественного языка до утверждения барокко, господствовавшего в Европе на протяжении почти двух столетий. Центральными фигурами здесь являются Караваджо, Аннибале Карраччи и их современники, работавшие в Риме и за его пределами. Идея книги родилась из личного опыта автора, а основой послужили публикации и атрибуции разных лет, а также тексты, написанные специально для этого издания. В них подняты важные вопросы, помогающие понять поворотный для всей европейской культуры период, когда между собой активно взаимодействовали самые разные тенденции.
Издание адресовано искусствоведам, культурологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся западноевропейским искусством.
В этой книге собраны статьи, основанные на малоизвестном, зачастую впервые вводимом в научный обиход документальном материале, позволяющем прояснить значительные факты и обстоятельства творческой судьбы Марка Шагала российской поры: годы учебы у Льва Бакста, участие в деятельности еврейских художественных объединений, творческое взаимодействие с широким кругом выдающихся деятелей искусства, таких как Абрам Эфрос, Яков Каган-Шабшай, Юлий Энгель, Соломон Михоэлс, Александр Ромм и др. Некоторые статьи сопровождаются важными архивными материалами. Особый интерес представляет предпринятый в 1960-е годы перевод (в сокращении) книги «Моя жизнь», распространявшийся в качестве самиздата. Издание, включающее значительное число редко воспроизводимых шагаловских работ (графика 1910-1920-х), адресовано широкому кругу почитателей художника и любителей искусства ХХ века.
Перед вами не справочник и не словарь стилей и направлений. Автор книги знакомит читателей с современным искусством, с мастерами которые ему близки, и дает собственную интерпретацию их произведений. Книга написана простым и ясным языком, что делает сложный материал доступным для наших взрослеющих детей, их друзей и родных всех возрастов. Это своего рода «тренажер»: на примере анализа ряда работ показано, каким образом можно использовать собственный культурный багаж для интерпретации. А значит, понимая, что «неправильных интерпретаций» сегодня по определению не может быть — стать активным соавтором современных художников.
69 мастеров искусства конца ХIХ — начала ХХI века, среди которых европейские, советские/российские и американские авторы (художники, скульпторы, фотографы и архитекторы), показаны в живом потоке развития искусства. Они представлены не только хрестоматийными работами, а молодые авторы соседствуют с мэтрами, как это и происходит в жизни.
Учимся вместе интерпретировать разные произведения, отличающиеся по времени создания и мощи звучания, ведь и на выставках мы встречаемся с самым разнообразным материалом, которого не должны бояться! Данное издание может быть использовано преподавателями как методическое пособие.
«Антихрестоматия» — это когда о К. Малевиче без «Черного квадрата»; о соцреализме без сталинизма; об А. Матиссе без «Красной комнаты»; о Г. Коржеве как современнике А. Картье-Брессона; о позитивной утопии М. Пистолетто; о возвышенном в скульптуре Г. Мура и архитектуре Т. Андо; о роли воды в произведениях Б. Виолы и воздуха в работах Христо; о «боязни пустоты» в цифровом искусстве Д. Каногара; о мусоре, сахаре и пыли как материалах для творчества и многом другом.
«Антихрестоматия» — это когда на примере анализа 69 произведений показано, каким образом можно использовать собственный культурный багаж для интерпретации. А значит — как стать активным соавтором современных художников, понимающим, что «неправильных интерпретаций» сегодня по определению не может быть.
«Антихрестоматия» — это когда мы говорим не только об авторах, но и о нас, интерпретаторах, и о роли зрителя в процессе осуществления произведений современного искусства. А еще это — когда в 69 эссе о художниках, скульпторах, архитекторах и фотографах зарубежные и отечественные мастера, признанные гении и молодые авторы представлены не по регионам или периодам, а в едином потоке такой захватывающей интернациональной художественной жизни XX — начала XXI вв.
Эта книга — первая монография, посвященная творчеству Николая Константиновича Калмакова (1873-1955), художника-визионера, чье наследие долгое время оставалось в забвении. Живописец, скульптор, художник театра и книжный график, Калмаков был представителем второй волны русских символистов. В своих полотнах художник обращался к излюбленным декадентским темам — демоническим и эротическим фантазиям — и запечатлел причудливые и призрачные видения, используя богатый арсенал исторических и мифологических образов. Своей откровенной трактовкой тем секса и смерти, особенно в театральных эскизах и книжной графике (своего рода «лаборатории эстетического эксперимента»), этот петербургский денди, «ангел бездны», порождал многочисленные, порой интригующие, легенды и слухи. Бескомпромиссный и непокорный, Калмаков покинул Россию через несколько месяцев после Октябрьской революции, чтобы обосноваться во Франции: он разделил горькую судьбу многих эмигрантов, заброшенных в чужую страну, которая предоставила им убежище, но не приласкала и не помогла в обретении славы.
Книга предназначена для широкого круга любителей русского искусства ХХ века.
Издание посвящено исследованию феномена русской художественной эмиграции и отдельных ее представителей в США между двумя мировыми войнами. В своей вступительной статье Джон Э. Боулт погружает читателя в атмосферу Америки тех лет. Художники — выходцы из Российской империи внесли мощную творческую струю в культуру Нового Света. Оформление спектаклей, в том числе оперных и балетных, постановка голливудских кинофильмов, декорирование частных и общественных пространств, книжный дизайн, художественное образование, станковая живопись и скульптура во многом обязаны русскому присутствию.
В книгу включены десять статей, посвященных творчеству и жизни десяти художников-эмигрантов, для которых Америка стала вторым домом, несмотря на то что большинство из них до конца дней испытывали глубокую ностальгию по оставленной России. Их жизненные установки и художественные стили кардинальным образом различались, имена некоторых из них хорошо знакомы российскому читателю (Габо, Судейкин, Бурлюк), другие — не знакомы вовсе (Грэм, Лозовик). Но их объединяет одно: все они не утратили творческой энергии и так или иначе сумели добиться успеха на своей новой родине, став неотъемлемой частью американской культуры. В свою очередь авторы статей предприняли попытку определить и степень воздействия американской среды на творчество художников из России, большинство из которых попали в США будучи зрелыми мастерами.
Красной линией в книге проходит мысль о том, что развитие русского искусства в целом нужно оценивать с учетом творчества художников русской эмиграции в Америке, а на вопрос, кем же они были: русскими Американцами или американскими Русскими — предстоит ответить Читателю.
Книга искусствоведа Татьяны Акимовой знакомит читателя с произведениями светского искусства Западной Европы XIII-XV веков, представляя огромный по масштабу, но малоизвестный материал: это настенные росписи и книжные миниатюры, шпалеры, вышивки, ювелирные украшения, предметы домашнего обихода и костюма — ларцы, таблички для письма, футляры зеркал, гребни, фибулы, выполненные из слоновой кости, металла и дерева. Художественные памятники, какими было столь богато время прекрасных дам и благородных рыцарей, высоко ценивших красоту и роскошь, рассматриваются в том тематическом разнообразии, в котором они когда-то существовали в жилых интерьерах: в них оживали, находя свое зримое воплощение, герои рыцарских романов, сюжеты кельтских и германских легенд, поэтические аллегории куртуазной любви. Интерпретация тем и мотивов декоративного убранства замков и городских резиденций знати поможет читателю лучше понять уклад жизни людей той эпохи, их представления о таких важных категориях человеческого бытия, как любовь, жизнь, смерть, время, выходившие за пределы как церковной, так и античной традиции. Богато иллюстрированное издание адресовано специалистам (историкам, культурологам, искусствоведам), а также широкому кругу читателей, интересующихся культурой Средних веков.
Детям об искусстве. Архитектура. Книга первая
Первая книга об архитектуре в серии «Детям об искусстве» — книга для семейного досуга. Она богато иллюстрирована и рассказывает юным читателям о том, что такое дом, из чего его модно построить и как его украсить, о первых жилищах, древних и современных храмах, замках и дворцах, знакомит с основными понятиями и «правилами» архитектуры. Это поможет детям и их родителям понять и полюбить самое древнее и самое нужное искусство на Земле — зодчество.
Детям об искусстве. Архитектура. Книга вторая
Вторая книга об архитектуре в серии «Детям об искусстве» рассказывает детям о выдающихся архитекторах прошлого и наших современниках, о новых приемах, технологиях и материалах, которые позволяют современным зодчим осуществлять свои самые невероятные архитектурные фантазии. Книга богато иллюстрирована и предназначена для увлекательного досуга.
Эта новая книга из серии «Детям об искусстве» знакомит детей и их родителей с древним и всегда молодым искусством театра. Небольшие тексты и яркие иллюстрации расскажут о самом главном в истории театра, начиная с Древней Греции и до наших дней, а также объяснят, как устроен современный театр и кто в нем самый главный.