Издание знакомит с творчеством Александра Александровича Рубцова (1884-1949) — русского художника уникальной творческой судьбы, ставшего «певцом и летописцем» Туниса. Будучи пенсионером Академии художеств, Рубцов впервые оказался в этой североафриканской стране, где впоследствии он длительное время жил и работал. Издание включает научные статьи, раскрывающие своеобразие живописных и графических работ автора, а также подготовленный самим А.А.Рубцовым в 1914 году письменный отчет за первый год заграничного пенсионерского путешествия. В альбомную часть вошли репродукции живописных произведений разных лет из частной коллекции Меди Дуса, в которой также хранится значительная часть рисунков художника. Дополнено подробной хроникой жизни и творчества Александра Рубцова.
Выставка, посвященная 175-летию со дня рождения всемирно известного русского художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина, представляет более 220 произведений из собрания Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и других российских музеев. Наряду с прославленными полотнами В. В. Верещагина из Туркестанской и Балканской серий (1860-1880-е годы) на выставке впервые столь полно раскрыта важная, но менее известная широкому зрителю грань наследия великого живописца — выполненные в разные годы пейзажные этюды и этнографические мотивы (портреты и сюжетные композиции). Впервые в большом объеме представлены графические произведения В. В. Верещагина.
Издание посвящено феномену воплощения пейзажа в творчестве отечественных скульпторов, а также отражению скульптуры в зеркале живописи. Включает две научные статьи, одна из которых посвящена путям интерпретации в искусстве пластики: от классического изображения ландшафта или городской среды до обобщенных композиций или инсталляций, другая — скульптуре в отечественном живописном пейзаже ХХ — начала XXI века. Альбом иллюстраций включает репродукции произведений из собрания Русского музея и мастерских художников.
Павел Сергеевич Строганов (1823-1911) — правнук знаменитого Александра Сергеевича, владельца Строгановского дворца, мецената, одного из самых влиятельных представителей дворянства в русском обществе конца XVIII — начала XIX веков. Павел Строганов, путешествуя в сопровождении отца, графа С. Г. Строганова (1794-1882) и своей семьи по Италии в 1839-1841 годах, запечатлел эту страну в многочисленных рисунках, до недавнего времени считавшихся произведениями неизвестного мастера.
Игорь Чолария имеет студию-мастерскую на знаменитой Пушкинской,10. Это бывший сквот, захваченный художниками в годы перестройки. Их часто называют нонконформистами, так как, являясь представителями «второй», параллельно одобряемой властями культуры, они отвергали принципы художественной жизни своей страны, беря за ориентир мировой процесс и желая участвовать в нем. Чоларию нельзя было причислить ни к ним, ни к официальным живописцам. Ничего не отрицая и не будучи «революционером», он хотел быть только художником. Может быть, именно поэтому ему сопутствовал большой успех в зарубежных галереях, куда он попал по воле случая, замеченный и выделенный из среды уличных портретистов Ленинграда, вскоре переименованного в Санкт-Петербург.
Имя Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960) неразрывно связано с серебряным веком русской культуры. Один из ведущих мастеров русского импрессионизма, Грабарь оказал существенное влияние на развитие этого направления в отечественной живописи. Многие его пейзажи и натюрморты стали подлинной классикой искусства России начала ХХ века. Грабарь получил известность также благодаря своим искусствоведческим трудам (первая многотомная история русского искусства, монографии, посвященные Валентину Серову и Исааку Левитану) и созданию научной экспозиции Третьяковской галереи в середине 1910-х годов. Столь же важен его вклад как художника, ученого и организатора в развитие отечественного искусства в советское время. Наряду с пейзажем и натюрмортом Грабарь в 1920-30-е годы активно работает в сфере портрета, где создает ряд значительных произведений (портреты композитора С.С.Прокофьева и музыканта В.Г.Дуловой, «Портрет сына», серия портретов советских ученых). Каталог посвящен выставке к 150-летию со дня рождения художника. Содержит в себе иллюстрации его работ и краткую летопись жизни и творчества.
Русский музей обладает живописными, графическими и скульптурными произведениями, связанными с именем Достоевского. Экспозиция, подготовленная к 200-летию писателя, конечно же, не претендует на раскрытие личности Достоевского во всей его полноте и сложности. Достоевский — его литературное, философское наследие и противоречивый образ — представлен через призму работ и творческой рефлексии художников, работавших в разных видах искусства, техниках и жанрах. Иконография Достоевского — тема довольно обширная: существует целый ряд прижизненных портретов и фотографий, а также громадное количество художественных интерпретаций образа писателя в ХХ веке. в каталог включены следующие разделы: «Достоевский. Живопись, скульптура, графика», «Петербург Достоевского в иллюстрациях художников», «Эскизы к театральным постановкам».
Вячеслав Владимирович Пакулин (1900-1951) российский советский живописец и график, член Ленинградского союза художников, представитель ленинградской школы пейзажной живописи. Организатор и председатель объединения «Круг художников» (1926-1932). Будучи студентом училища Штиглица (Высшие курсы декоративно-прикладного искусства им. барона А.Л.Штиглица) он отдал дань авангардной живописи и художественному конструированию, но раскрылся как художник во всей полноте как пейзажист — «воспеватель» Ленинграда и его окрестностей. С 1918 года Пакулин работает, как театральный художник. Учится на курсах сценических постановок, организованных В.Э.Мейерхольдом. В 1922-1925 годы Пакулин попадает под влияние художников В.Е. Татлина и К.С.Малевича. Каталог «В поисках Стиля эпохи» содержит в себе иллюстрации раюот Вячеслава Пакулина — живопись, графика, эскизы плакатов и обложек, эскизы к театральным постановкам. Вступительная статья Ольги Мусаковой знакомит с его основными этапами творчества.
Анна Александровна Лепорская — советская художница по фарфору, живописец, график, дизайнер. В историю отечественного искусства вошла как мастер художественного фарфора. В собрании Русского музея находятся ее многие значительные работы. Ее судьба была связана с яркими мастерами авангарда — Казимир Малевич, Вера Ермолаева, ученики Малевича — Константин Рождественский, Николай Суетин, главный художник Ленинградского фарфорового завода 1932-1954.
Каталог содержит иллюстрации работ Лепорской — живопись, графика, фарфор. Отдельный раздел посвящен эскизам фарфора Анны Александровны. Приведена краткая биография художницы.