Сборник посвящен Мстиславу Анатольевичу Смирнову (1924-2000) — одному из видных представителей отечественной музыкальной культуры второй половины ХХ века. В сборник включены его избранные исследовательские работы, не публиковавшиеся ранее тексты выступлений, воспоминания, дневниковые записи, а также статьи о нем коллег, друзей и учеников.
Сборник адресован всем интересующимся вопросами исполнительского искусства, композиторского творчества, истории культуры и музыкального образования.
Книга известного французского кинорежиссера, скрипача и литератора Бруно Монсенжона написана на основе его документальных фильмов о Геннадии Рождественском, снятых на протяжении трех десятилетий общения с великим русским дирижером. По сути, она представляет собой историю жизни Г. Н. Рождественского, изложенную им самим в форме двадцати пяти глав. Они перемежаются девятью интерлюдиями, в которых Рождественский рассуждает о специфике дирижерской профессии.
Издание адресовано широкому кругу любителей музыки, профессионалам и всем интересующимся историей отечественной культуры.
В настоящем издании впервые публикуются на русском языке лекции А. Веберна по музыкальной форме на основе анализа фортепианных сонат Л. Бетховена (конец 1934 — начало 1936) в записи одного из слушателей, Р. Шопфа. Хранящиеся в Фонде Пауля Захера (Базель, Швейцария), они изучались Ю. Н. Холоповым в архиве Фонда (1991), а затем были переведены им и подготовлены к печати. Уникальность проделанной работы состоит в том, что исследователь не только снабдил краткие конспекты обширными научными толкованиями, но и «реконструировал» отсутствующие у Шопфа темы, следуя аналитическому методу Веберна и привлекая все доступные на тот момент источники.
Издание адресовано специалистам в области музыкальной композиции и тем, кто глубоко интересуется творчеством Бетховена.
Издание представляет собой учебное пособие для композиторов, обучающихся в музыкальных ВУЗах. Собранные в нем тексты ряда ведущих композиторов, музыковедов и философов Франции созданы во второй половине ХХ столетия и посвящены рассмотрению и обсуждению актуальных проблем современного музыкального искусства, в том числе вопросов эстетики, стиля и материала, техники композиции и новых методов компьютерного моделирования. Все материалы впервые публикуются на русском языке. Пособие также может использоваться для обучения студентов по специальности «Музыковедение», в теоретических и исторических курсах на исполнительских факультетах консерваторий.
Созданные на закате римской античности «Шесть книг о музыке» Аврелия Августина занимают особое место в корпусе латинских музыкальных трактатов. Труд Августина — единственный для своего времени, где так подробно и развернуто представлена проблематика музыкального ритма.
Использованное там определение музыки неизменно цитировалось как «определение божественного Августина» на протяжении приблизительно тысячи лет. Именно авторитету Отца Церкви средневековая наука о музыке во многом обязана своим высоким статусом (трактат Августина предшествовал трактату Боэция). И наконец, именно здесь содержится знаменитая августиновская теория восприятия, оказавшая влияние на западную эстетическую мысль.
Полный русский перевод трактата Августина «О музыке» публикуется впервые. Перевод снабжен синосписом, комментариями и предметным указателем. Книга адресована историкам и теоретикам музыки, филологам и всем, кто интересуется античной и средневековой культурой.
Сборник статей по материалам научной конференции.
Редактор-составитель: С. Г. Мураталиева, кандидат искусствоведения, доцент
Сборник составлен по материалам научной конференции «Моцарт и его время» (Московская консерватория, 10-11 ноября 2016 года). В него вошли статьи, посвященные различным аспектам биографии, творчества и эстетики В. А. Моцарта, проблемам интерпретации его произведений. Впервые в переводе с итальянского оригинала публикуется фрагмент «Мемуаров» Лоренцо Да Понте.
Издание адресовано музыковедам-историкам, исполнителям, учащимся и всем интересующимся австро-немецкой музыкальной культурой XVIII века.
Книга воспоминаний пианистки, профессора Московской консерватории Нины Леонидовны Коган — об ее удивительной семье: прежде всего о ее знаменитом отце, скрипаче Леониде Когане, маме — скрипачке Елизавете Гилельс, брате — скрипаче и дирижере Павле Когане. Но не только о них. За страницами семейной хроники проступает Эпоха. В живое и увлекательное повествование встроены яркие портреты и великих музыкантов (от Яши Хейфеца до Арама Хачатуряна), и простых людей, окружавших семью Коганов-Гилельсов. Большое количество уникальных фотографий создает параллельный колоритный визуальный ряд.
Издание предназначено для широкого круга любителей музыки, профессионалов, всех, кто интересуется историей отечественной культуры.