В 1958 году молодежная театральная студия, вскоре ставшая театром «Современник», решила открыться новой пьесой Александра Галича «Матросская тишина». В центре этой пьесы о войне история еврейской семьи, глава которой погибает в нацистском гетто, а его сын, скрипач Давид, — на фронте. Власти запретили постановку пьесы, и впервые она была поставлена только в 1988 году. История несостоявшейся постановки легла в основу автобиографической повести «Генеральная репетиция».
Впервые повесть была издана в ФРГ в 1974 году (изд. «Посев»), в России, дополненная действиями из пьесы «Матросская тишина», вышла в 1991 году.
Повествование о Марке Шагале охватывает (за исключением последнего эпизода) его жизнь от рождения в Витебске до смерти первой жены Беллы в 1944 году, т. е. первые 57 из 98 лет. И на этом отрезке — между двумя мировыми войнами — революция и Гражданская война, Европа, Россия, США, потери близких. Затем тихий финал бурной длинной жизни на юге Франции в городе Сен-Поль-де-Ванс, где и похоронен великий художник, противопоставлявший жизненным испытаниям творчество.
***
Горенштейн видит людей не просто «с большой высоты»; у него высота вообще не «измеряется»; это не птичий полет, не скольжение лайнера и даже не запредельность спутника — это нечто в самом хрусталике: ощущение неизмеримой бездны между тем, на что (на кого) смотрят, и тем, откуда (и кто) смотрит. — Лев Аннинский
Горенштейн несравним. Это большой мастер со своими взлетами, иногда <…> неудачами, неровный, мятущийся, мощный, воплощающий в своем поколении боль и силу великой русской прозаической традиции, которой он принадлежит неотрывно. — Вячеслав Иванов
Книга известного израильского писателя Давида Маркиша «Только три часа полета» включает в себя рассказы, написанные в разные годы, в том числе совсем новые, объединенные в основном темой репатриации из СССР и России — в большинстве текстов именно этот рубеж становится сюжетообразующим. Но тема отъезда трактуется автором и шире — как метафора еврейской судьбы вообще и просто поиска человеком своего места и пути в мире. Свое отражение в книге находят и осмысление деяний библейских пророков, и актуальные события последней пандемии. Все близко — не больше чем в трех-четырех часах полета.
«Искупление» Фридриха Горенштейна — пример мастерского превращения сюжета для рассказа с классическим для драматургии единством места, времени и действия в компактный роман с философскими размышлениями о Холокосте и кинематографической яркостью деталей.
31 декабря 1945 года. Город в Украинской ССР, недавно освобожденный от немцев. Из армии на два дня приезжает лейтенант — летчик с необычным именем Август, чтобы узнать о судьбе не успевших эвакуироваться родных — его еврейской семьи. Его ждет правда, которая страшнее ужасов, пережитых им на войне.
«Предатели» — второй роман Дэвида Безмозгиса — рассказывает об одном дне из жизни Баруха Котлера, видного израильского общественного и государственного деятеля, в прошлом — знаменитого диссидента-отказника, отсидевшего долгие годы в советской тюрьме. В этот день Котлер нежданно-негаданно встречает человека, в свое время донесшего на него в КГБ. И этот день переворачивает его представления и о событиях своего прошлого, и его планы на будущее. За этот день Баруху Котлеру предстоит не только понять, как и почему друг его предал, но и понять, как и почему сам он сейчас предал жену, которая долгие 13 лет боролась за его освобождение, и детей.
Фантасмагорическая история дружбы иерусалимского мальчика, родившегося в религиозной семье незадолго до провозглашения Государства Израиль, с взрослым чудаком-прожектером, грезящим о спасении человечества от голода силами создаваемой им «продовольственной армии» и постепенно погружающимся в безумие. Почти столь же колоритны и другие друзья необычного ребенка: чета восторженных поклонников австро-венгерского императора Франца Иосифа, старый могильщик, ревностные веганы, убежденные эсперантисты и другие персонажи. Повествование начинается и завершается на африканском берегу Суэцкого канала, где лирический герой оказывается сразу после Октябрьской войны 1973 года, известной в Израиле как Война Судного дня, но основные события романа разворачиваются в Иерусалиме начала пятидесятых. И поскольку многие сюжетные линии уходят своими корнями в отдаленное прошлое, читатель получает возможность окунуться в атмосферу Иерусалима XIX и первой половины XX века, прикоснувшись к некоторым важным узлам новейшей еврейской истории.
Выдающийся русский писатель второй половины XX века Фридрих Горенштейн (1932-2002) известен как автор романов «Псалом», «Место», «Попутчики», повестей «Зима 53-го года», «Искупление», «Ступени», пьес «Споры о Достоевском», «Бердичев», сценариев к фильмам «Солярис» и «Раба любви», а также многих других произведений. «Дрезденские страсти» занимают особое место в его творчестве. Эту повесть нельзя целиком отнести ни к художественной прозе, ни к публицистике: оба жанра сосуществуют в ней на равных. Занимательная фабула — иронический рассказ об участии пяти делегатов из России в Первом международном «антисемитическом» конгрессе, состоявшемся в 1882 году в Дрездене, — служит поводом для глубокого психологического исследования первых шагов «научного» антисемитизма и обоснованного автором вывода о его неизбежной связи с социалистическим движением. Повесть Горенштейна — его вклад в исследование природы и истории антисемитизма.
Роман Филипа Рота «Американская пастораль» — роман прощания с обещаниями двадцатого века — процветанием, общественным порядком и семейным благополучием. Главный герой романа Швед Лейвоу, в школьные годы замечательный спортсмен, рос в период послевоенного благополучия, женился на бывшей «Мисс Нью-Джерси», унаследовал отцовскую фабрику и сделался владельцем особняка в идиллической деревушке. Но в 1968 году его прекрасная американская удача неожиданно изменяет ему.
«Американская пастораль» — роман горечи, гнева и глубокого сострадания — читается взахлеб. Это подлинный шедевр.
Один из самых сильных романов Рота… трогательный, добрый, масштабный. Настоящее произведение искусства. — The New York Times
Ошеломительный роман — глубокий, захватывающий, великолепный! — The Boston Globe
Прописанный до последней детали роман. Его страницы заряжены энергией одного из самых глубоких писателей современности. — San Francisco Chronicle
Никогда еще Филип Рот не писал с такой убежденностью. Никогда еще в его романах не бы
Автор трилогии Эли Визель (1928-2016) — писатель, философ, лауреат Нобелевской премии мира, человек, проживший и переживший Катастрофу — трагедию евреев в годы Второй мировой войны.
Хроника «Ночь» — автобиографический рассказ о мальчике, выжившем в аду Освенцима, Биркенау и Бухенвальда.
Герой книги «Рассвет» молодой еврей Элиша на рассвете должен убить офицера-англичанина. А время до рассвета — время встреч и прощаний, проверки себя и поиска Истины. Рассвет становится венцом ночи, а не предвестником дня.
Роман «День» — заключительная часть трилогии, герой которой выжил в концлагере и хранит память о прошлом, не отпускающем его ни на мгновение.
Дойвбер Левин (1904 — 1941) — несправедливо забытый прозаик, активный участник литературной группы ОБЭРИУ, близкий друг Даниила Хармса. Его книги были очень популярными в 1930-х годах, но с тех пор не переиздавались.
Десять вагонов — книга, основанная на рассказах воспитанников еврейского детского дома в Ленинграде. Дети рассказывают двум молодым писателям, в которых легко угадываются сам Левин и Хармс, о погромах во время Гражданской войны, о беспризорности, о жизни в детском доме.
Молодая женщина, искусствовед, специалист по алтайским наскальным росписям, приезжает в начале 1970-х годов из СССР в Израиль, не зная ни языка, ни еврейской культуры. Как ей удастся стать фактической хозяйкой известной антикварной галереи и знатоком яффского Блошиного рынка? Кем окажется художник, чьи картины попали к ней случайно? Как это будет связано с той частью ее семейной и даже собственной биографии, которую героиню заставили забыть еще в раннем детстве? Чем закончатся ее любовные драмы? Как разгадываются детективные загадки романа и как понимать его мистическую часть, основанную на некоторых направлениях иудаизма? На все эти вопросы вы сумеете найти ответы, только дочитав книгу.
Вниманию читателей предлагается сборник рассказов знаменитого адвоката Александра Добровинского. Книга станет находкой для настоящих ценителей искрометного юмора — тонкого, изящного, приправленного огромной порцией обескураживающей самоиронии. Перед нами в известной степени кропотливый труд хроникера части современного общества, открывающий завесу жизни людей, старающихся закрыться ото всех и вся фотографиями глянцевых журналов и фотошопом светской хроники. Лирический герой этих рассказов то саркастически активен, то иезуитствующе меланхоличен, хотя по большей части находится в плену романтики и любви, с огромным удовольствием затягивая туда стороннего наблюдателя, взявшего в руки эту книгу. Именно таким исследователем и должен быть настоящий летописец.
Новый роман известного американского прозаика Натана Ингландера (род. 1970) — острая и ироничная история о метаниях между современной реальностью и заветами предков. После смерти отца герой принимает прагматичное решение — воспользоваться услугами специального сервиса: чтение заупокойной молитвы по усопшему. Однако переложив на других эту обременительную обязанность, он оказывается в положении библейского Исава, что продал первородство за чечевичную похлебку. И теперь ни любовь к семье, ни здравый смысл, ни нужда — ничто не остановит его в попытке обрести утраченное, а заодно и перевернуть вверх дном жизнь прочих персонажей.