А.В. Терещенко (1806-1865) — один из первых российских этнографов и археологов, главный труд которого, многотомный «Быт русского народа», хотя и был встречен множеством критических замечаний (порою не вполне справедливых), составил ему славу «родоначальника русской этнографии». Многие последующие известные ученые
отталкивались от этой книги как от основы. В настоящее издание вошел первый том (1848), посвященный преимущественно материальной культуре и отражению в ней национальных обычаев и устоев.
Забытый труд русского историка И.А. Линниченко был задуман как первая часть исследования о взаимоотношениях Руси и Польши вплоть до возникновения Великого княжества Литовского. Автор не успел довести этот труд до конца, он довел его лишь до конца XII в., но работа получилась и в таком усеченном виде очень интересной. Перед нами возникает сложная картина многообразных родственных, политических и экономических связей между Русью и Польшей, которые существовали на разных уровнях на протяжении долгих лет. О многих из них известно мало или даже очень мало, но сам факт этих связей неоспорим.
«Крестьяне зорко всматриваются во все явления окружающей их природы, чтобы по ним судить о том, что сулит им ближайшее и даже более или менее отдаленное будущее», — совершенно справедливо пишет автор этой книги — ученый, общественный деятель, первый министр земледелия Российской империи. Приметы, представления, пословицы, сложившиеся в ходе многовековых наблюдений крестьян за природой, собраны им воедино, сгруппированы и доступны читателям. Устарели ли они? Актуальны ли какие-то из них в наши дни? Вы имеете возможность сами проверить, как обстоит дело сейчас.
Сколько бы ни велось споров о начале Руси и о том, кем в действительности были пресловутые летописные варяги, ответ обречен оставаться неокончательным. Информацию о взаимоотношениях славян и скандинавов содержат и зарубежные источники, в том числе собственно скандинавские хроники и саги. В эту книгу серии вошли редкие статьи отечественных ученых А.И. Лященко и Е.А. Рыдзевской, в которых они сопоставляют летописи и саги.
Имя Ф.И. Буслаева (1818-1897) — выдающегося русского филолога, языковеда и историка литературы — хорошо известно отечественной науке и, увы, менее прославлено в широких кругах любителей отечественной истории. Сборник его статей, посвященных русскому книжному орнаменту, впервые был издан в 1917 г. и с тех пор не переиздавался, хотя значения своего не потеряет еще долго. Все, кому интересно орнаментальное книжное искусство средневековой Руси, его истоки, символика и происхождение, не вправе пройти мимо этой книги.
В основу настоящего издания положено первое в истории науки исследование о знаменитой Голубиной книге, написанное видным русским историком литературы В.Н. Мочульским. Привлекая большой массив источников, автор пытается проследить время возникновения, истоки и символизм уникального, многозначного и чрезвычайно важного для понимания народной духовной традиции памятника.
В книге публикуется одно из самых значительных произведений выдающегося русского писателя и мыслителя Василия Ивановича Белова «Лад. Повседневная жизнь Русского Севера», раскрывающее духовный мир крестьянина.
Русская цивилизация крестьянской общины, семьи, хозяйства, труда и досугов, ремесла и художеств, обычаев и языка предстает в идеально «ладном» состоянии, в каком помнит его история и в каком видит его писатель. Лад порождается правильной ритмичностью всего кругооборота земной жизни.
Автор с большим тактом умеет соединить этнографическую точность с нравственной правдой. Сама его речь — где картинна, где задушевна, где мягко-иронична, но всегда крепка, ладна, отчетлива в понятиях и оценках, всегда в ней уместно народное слово, что придает книге исключительную историческую и художественную ценность.
П.В. Голубовский (1857-1907) - один из ярких представителей т.н. киевской исторической школы, доктор исторических наук, профессор русской истории Киевского университета, много внимания уделял событиям междукняжеской войны 1015-1019 гг. за наследство Владимира Святого, во многом став первопроходцем в изучении этого важного периода. Северская земля - современные Черниговская, Новгород-Северская, Брянская области и близлежащие территории, ее действительно можно считать условным географическим центром Древнерусского государства. Свидетельства современников, летописи и другие исторические источники помогают ученому раскрыть драматические события того времени.
В книге собраны три историографических портрета Ивана IV Грозного — властителя, истинное значение и роль которого в отечественной истории мы начинаем осознавать только сегодня. Они созданы представителями разных историко-методологических направлений, и каждый из авторов пытался по-своему раскрыть биографию государя. Это дает читателю уникальную возможность — самостоятельно сравнить подходы, порою существенно расходящиеся в оценках столь яркой личности русской истории, и сформировать собственное мнение.
В этой книге переиздаются два редких исследования середины XIX столетия по истории древнерусской культуры: «Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням», написанная одним из лидеров славянофильского движения Константином Сергеевичем Аксаковым (1817-1860), и «Черты народной южнорусской истории» Николая Ивановича Костомарова (1817-1885). В приложении помещены песни об Илье Муромце и Добрыне Никитиче из собрания русских песен, подготовлявшегося членом славянофильского кружка Петром Васильевичем Киреевским (1808-1856), которые использовались в публикуемых работах в качестве предмета исследования.
Теория родового быта была сформулирована исторической наукой во второй половине XIX — начале XX в. и окончательно оформилась на рубеже XX-XXI вв. Правила определения старшинства в роду, передача власти и прав на великокняжеский престол... Все это во многом определяло политическую и, следовательно, общественную жизнь древнерусского государства.
Книгу составили несколько работ видных русских историков, разрабатывавших эту тему.
Сколько было крещений Руси? Явно не одно — это признает даже официальная историческая наука. Но при каких обстоятельствах происходили эти события... если и вправду происходили? Какие свидетельства их реальности имеются и о чем они говорят? А что было после крещения и насколько сильно (а порой и странно) видоизменялась «русская вера» во времени?
Вопрос о связях древнерусского государства, и даже больше, восточнославянских племен еще до его образования, и скандинавов, известных у нас как варяги (они же норманны, они же викинги), а также в ранние века Древней Руси, чем-то схож с вопросом о первенстве курицы и яйца. Пусть порой кажется, что ответить на него невозможно или что все давным-давно ясно, попытки переосмыслить и разобраться с ним предпринимались и будут предприниматься не раз. И не все они обречены на неудачу. Хочется верить, что перед вами работа, автору которой удается сказать свое слово по данной теме. Вы непременно найдете в ней интересные идеи и версии.