Словарь является первым в иранском языкознании систематизированным сводом этимологий исконных слов всех живых и вымерших иранских языков Ирана, Афганистана, Таджикистана, Узбекистана, Пакистана, России и других стран (т. 1 — a-a — вышел в 2000 г., т. 2 — b-d — в 2003 г., т. 3 — f-h — в 2007 г., т. 4 — i-k — в 2011 г., т. 5 — l-n — в 2015 г.). Словарь построен по корневому принципу: каждая словарная статья содержит реконструированный древнейший праиранский корень с его предысторией и с продолжениями в древних и живых иранских языках. Тем самым он не только систематизирует иранский этимологический фонд, но и встраивает его в общую индоевропейскую систему.
Владимир Ильич Иохельсон (1855-1937) — признанный классик российского и мирового североведения, участник трех крупнейших экспедиций конца XIX — начала XX в. — Сибиряковской (Якутской), Джезуповской (Северо-Тихоокеанской) и Рябушинского (Камчатско-Алеутской). Его архивное наследие находится на разных континентах.
Впервые публикуются два полевых дневника Иохельсона периода его работы в Якутской экспедиции (1894-1896), организованной Восточно-Сибирским отделом ИРГО на средства И.М. Сибирякова. В них содержатся этнографические и фольклорные материалы о юкагирах, ламутах, тунгусах, якутах, русских Якутской области. Читатель узнает о вхождении Иохельсона в профессию, овладении им языками северных народов и другими методами полевой этнографической работы. Исследователь откроется и как человек. Первая публикация дневников Иохельсона снабжена комментариями, вступительными статьями, географическим и именным указателями, а также уникальными фотографиями Иохельсона из российских и американского музеев.
Для североведов, этнологов и антропологов, историков науки.
Знаменитого монгольского художника Г. Дзанабазара (1635-1723) часто сравнивают с Леонардо да Винчи, а его скульптуры с творениями Микеланджело. Гениальность Дзанабазара, который был также первым буддийским правителем Монголии, состоит в том, что в предметах буддийского искусства Ваджраяныон реализовал традиционные эстетические предпочтения монгольских кочевников, придав им утонченную изысканность, техническое и художественное совершенство.
Это первое фундаментальное исследование как творчества Дзанабазара, так и буддийского изобразительного искусства Монголии в целом. Некоторые живописные и скульптурные произведения публикуются впервые.
Книга написана увлекательно и доступно, богато иллюстрирована. Она будет хорошим подарком почитателям Дзанабазара, изобразительного искусства Востока, держателямбуддийских коллекций, практикам и исследователям буддизма, а также будет полезна всем, кого интересует история искусства, буддийского учения и мировой культуры.
Очередной выпуск ежегодника приурочен к 50-летию старейшего периодического издания отечественного японоведческого сообщества. Сборник посвящен различным аспектам внешнеполитической проблематики современной Японии, включая ее политику по отношению к странам Индо-Тихоокеанского региона, России и Европы. Традиционно в ежегоднике большое внимание уделяется экономике, истории и культуре Японии. В сборник включены исследования, посвященные дзэн-буддийскому влиянию на религиозную и культурную жизнь страны. Рассматривается история японского литературного процесса от малой прозы XIII ст. до современных сверхкоротких сказочных текстов в жанре хоррора. Сборник снабжен цветными иллюстрациями. Издание адресовано японоведам, а также всем интересующимся Японией.
Очередной выпуск ежегодника посвящен различным аспектам внешнеполитической проблематики современной Японии, включая ее политику по отношению к странам Индо-Тихоокеанского региона и Европы. Традиционно в ежегоднике большое внимание уделяется экономике, истории и культуре Японии. В сборник включены исследования в советском и российском японоведении, посвященные амидаистским практикам (из книги биографий «Дзоку хонтё одзёдэн»), истории правления женщин-государынь в древней Японии (на основе историко-философского трактата «Гукансё»), развитию адаптированной исповедальной метапрозы (новеллы Дадзай Осаму) и жанра сэцува, а также выразительных средств манги (концепция Нацумэ Фусаносукэ). Сборник снабжен цветными иллюстрациями. Издание адресовано японоведам, а также всем интересующимся Японией.
Атхарваведа, или веда жреца огня Атхарвана, — собрание метрических заговоров и заклинаний, сложившееся в основном в начале I тысячелетия до н.э. в центральной части Северной Индии. Состоит из 20 книг (самая большая, 20-я книга — заимствования из Ригведы).
В книге впервые представлены результаты сопоставительного анлиза текстов «Сутры Белого Старца» на «ясном письме» из трех основных регионов современного проживания ойратов — России, Монголии и Китая. Белый Старец божество, издревле почитавшееся в Центральной Азии и на Дальнем Востоке и включенное в буддийский пантеон в качестве защитника Учения. Его культ пользуется наибольшей популярностью среди западных монголов ойратов и калмыков. Корпус ритуальных текстов, сложившийся вокруг культа Белого Старца у монгольских народов, включает стихотворные молитвы (санг) и прозаический текст, известный под кратким названием «Сутра Белого Старца». Публикация будет интересна не только исследователям ойратского языка, литературы и культуры, но и читателям, желающим познакомиться с традициями и верованиями буддистов России.
В антологию включены переводы на русский язык сочинений монгольских авторов, созданных на тибетском и монгольском языках в XIII-XIX вв. Книга призвана показать развитие монгольской мысли от анимистических и тотемических представлений древности до развернутой философской системы взглядов, характерной для буддизма. Представлены популярные и малоизвестные тексты (фрагменты или полные переводы), среди них исторические летописи, произведения обрядовой и дидактической литературы, комментарии к произведениям буддийских мыслителей.
Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся духовной культурой народов Центральной Азии, а также всех желающих познакомиться с традициями и верованиями буддистов.
Трактат буддийского мыслителя Асанги (IV в.) «Компендиум Абхидхармы» (Абхидхарма-самуччая) — один из основополагающих трудов махаянской буддийской школы йогачара. В нем в краткой форме изложены с позиций йогачары основные понятия и положения буддийского учения: классификация дхарм по группам, элементам познавательного акта и источникам сознания, их признаки и определения, учение о четырех Благородных истинах, типология доктринальных текстов, этапы пути благородной личности, а также основы логики, теории аргументации и искусства проповеди. Хинаянский путь понимается в трактате как необходимый этап на пути к просветлению — этап, без полной реализации которого невозможно ступить на путь махаяны, ведущий к осуществлению идеала бодхисаттвы и обретению полного и совершенного просветления. Трактат, таким образом, занимает в буддизме «срединное» положение, соединяя учения хинаяны и махаяны.
Перевод трактата с санскрита на русский язык выполнен впервые. Издание сопровождается вступительной статьей, комментарием и указателями.
Для специалистов по философии, истории, культуре Индии и стран буддийского ареала и всех, кто интересуется буддийской философией.
Книга посвящена типологии современного литературного процесса в Турции. При описании творчества писателей и анализе произведений рубежа ХХ-XXI вв., когда литература обрела новую роль в жизни общества, стала ориентироваться в основном на потребителя, автор монографии использует метод выделения литературных срезов: литература «высокая» (элитарная), «срединная» (беллетристика) и «низкая» (массовая) по адресату и художественным достоинствам произведения. Вторя часть книги посвящена анализу турецкой фантастики, широкому пласту массовой литературы, где есть и своя элитарная фантастика, и беллетристика.
Книга рассчитана на литературоведов-тюркологов, специалистов-востоковедов и интересующихся Востоком.
Трактат египетского историка XV в. известен как «Хроника голодных лет» и посвящен истории голодных лет в Египте от древности до трагических событий 14О5 г., унесших жизни многих египтян. Автор видел свою задачу в том, чтобы изложить истинные причины этих бедствий и страданий людей. В этом памятнике можно найти уникальные факты о дороговизне, голоде и эпидемиях, случившихся в истории Египта, о мерах по облегчению участи людей, о монетно-финансовой политике правительства средневекового Египта. Уникальными по своей проницательности являются рассуждения ал-Макризи о причинах коррупции среди государственных чиновников и о механизмах ее влияния на рыночные цены.
Книга предназначена для исследователей социально-экономических отношений в средневековом мусульманском обществе, а также широкого круга историков и читателей, интересующихся отношениями между государством и обществом в средние века.
Пятый выпуск серии «Сравнительная философия» освещает важный феномен эволюции компаративизма в межкультурную философию, предлагающую отличный от любого центристского (прежде всего европоцентристского), а тем более глобалистского подхода в мировом философском дискурсе метод межкультурного философствования, основанного на диалоге, готовности не только услышать точку зрения Другого, но и творчески ее воспринять. Помимо российских авторов в коллективной монографии участвуют основатели межкультурной ориентации в мировой философии и ее видные пропагандисты из Австрии, Германии, Индии, Канады, Латинской Америки.