«Вы знаете что такое любовь? Настоящая любовь? Любили ли вы так неистово, что готовы были шагнуть в пламя преисподней? Я — да». С этих слов начинается знаменитая киноповесть, посвященная итальянскому художнику Амедео Модильяни. Так начиналась история мимолетной и трагической любви двух гениев начала века: Анны Ахматовой и Амедео Модильяни. Что общего у русской поэтессы и французского художника? Сама Анна Андреевна писала об этом романе так: «…все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной». Автор этой книги — Борис Михайлович Носик, первые десятилетия жизни провел в России, но вот уже много лет предпочитает жить во Франции. Он как никто другой смог понять ту невероятную историю любви Ахматовой и Модильяни. Именно ее автор посчитал основополагающей в биографии Анны Андреевны Ахматовой.
Томаш Ржезач принадлежал к узкому кругу друзей Александра Солженицына, более того, был его сотрудником. В своей книге Ржезач поставил перед собой задачу дать биографический и психологический портрет Александра Солженицына в реалистическом плане, не избегая никаких черт поведения и характера ныне признанного классика российской и мировой литературы. Автор рассматривает особенности литературного дарования Солженицына и его чисто человеческие качества: отношение к женщинам, детям, друзьям. При этом Ржезач не просто излагает биографию, он стремится изобразить жизнь Солженицына и перипетии его судьбы на фоне эволюции советского общества. Для работы над книгой Томаш Ржезач собрал большое количество материала и лично встречался со многими людьми, близко знавшими Александра Солженицына.
Фёдор Достоевский — пожалуй, самый таинственный и спорный писатель всех времен. Не вызывает дискуссий только его гений. В этой книге собраны сенсационные и полярные мнения о нем. Для каждого из мыслителей у Достоевского была и черная, и светлая сторона. Он необыкновенно многогранен. Прочитав эту книгу, вы сумеете приоткрыть тайны великого писателя, создавшего свой мир со своими правилами.
Геннадий Бортников — легенда русского драматического театра. В течение многих лет этот во многом загадочный актер, со странной изломанной пластикой, оставался идолом столичной публики, выступая на сцене театра им. Моссовета. На гастролях в Париже в 1965 году французская пресса окрестила его «русским Жерар Филипом». Генрих Бёлль, Сэмюэль Беккет доверяли ему постановку своих произведений на сцене. Его звездные спектакли — «В дороге» В. Розова, «Глазами клоуна» по роману Генриха Белля, «Петербургские сновидения» Ф. М. Достоевского — навсегда вошли в летопись русского театрального искусства. Фанатический преданный служению театру, не создав семьи, в конце жизни он остался практически один. По отзывам друзей, близких коллег по сцене, он был последний «немыслимо высокий романтический актер и такой же, как ни странно, человек». В книге представлен богатый фотоматериал из театральных и кинематографических работ Геннадия Бортникова.
150-летие со дня рождения Валерия Брюсова — повод вспомнить о поэте, о котором многие хотели бы забыть. Почему? Потому что он принял революцию, ратовал за человека труда, за прогресс, считал себя марксистом и сотрудничал с наркоматом Просвещения. К тому времени он успел стать живым классиком, основателем новой литературной школы, вождем символистов. У него учились все русские поэты Серебряного века. В стихотворении «Грядущие гунны» он задолго до 1917 года предсказал революцию. В годы Первой Мировой был военкором. А вскоре после Октября стал убежденным большевиком. В этой книге мы раскрываем тайны этой необыкновенной судьбы.
Валентин Александрович Серов (1865 — 1911) — великий русский художник, один из главных портретистов русского модерна рубежа XIX-XX веков, академик Императорской Академии художеств. Его произведения вот уже более ста лет пользуются неизменной популярностью, а его жизнь вызывает большой интерес у публики. В представленной вашему вниманию книге содержатся воспоминания Ольги Серовой о своем отце, на широком фоне общественной и политической жизни России того времени, активным участником которой был Серов. Кроме того, приводятся уникальные воспоминания о В.А. Серове его двоюродной сестры Нины Симонович-Ефимовой: написанные в Москве во время Великой Отечественной войны, они хранились в семейном архиве автора
Федор Иванович Тютчев — знаменитый русский поэт, классик, произведения которого давно и прочно вошли в школьную программу. Он писал обо всем — о природе, о любви и дружбе, о политических событиях. Тютчева с полным правом можно назвать философом — в своих стихотворениях он не только любовался красотой русской природы, но и размышлял о законах природы, о бренности бытия. Поэт призывал своих читателей бережно относиться к каждому мгновению, ценить жизнь, уметь находить в ней радость. Он был уникальным представителем золотого века русской поэзии, подарившим нам целые сборники прекрасных стихов. Однако деятельность Ф.И. Тютчева не ограничивалась литературным творчеством: долгие годы он служил на дипломатическом поприще, отстаивая интересы России в Европе. Этот опыт пригодился ему в публицистике, когда Тютчев писал яркие статьи об особом русском пути развития, о прошлом России и ее будущем. Выдающийся русский просветитель конца XX столетия, писатель, историк и исследователь Вадим Валерианович Кожинов составил подробное жизнеописание Федора Ивановича Тютчева. У автора и героя этой книги много общего — оба истинные подвижники духа и труженики, горячо любившие свою родину, составившие гордость и славу ее культуры
Островского по праву называют отцом русского классического театра. Драматург творил во времена высшего расцвета русской литературы, и стал достойным современником таких глыб, как И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Как менялись политические, эстетические убеждения Островского? Какое влияние на современников и потомков оказали его пьесы? В чем их актуальность в ХХI веке? В книге вы найдете ответы на эти вопросы. В последние годы классик, создавший русский театральный репертуар, стал злободневнее. Ведь он писал о доходных местах, о взятках, о том, как предприимчивые дельцы женятся на приданом. Не поняв Островского, мы никогда не разберемся ни в русском купечестве, ни в современном капитализме
Суриков уникален. Он создал летопись ключевых событий в судьбе русского народа. И почти каждая картина мастера сама становилась событием в истории народного самосознания. «В исторической картине ведь и не нужно, чтобы было совсем так, а чтобы возможность была, чтобы похоже было. Суть-то исторической картины — угадывание. Если только сам дух времени соблюден — в деталях можно какие угодно ошибки делать. А когда все точка в точку — противно даже», — рассуждал Василий Иванович Суриков. Наследие художника Василия Сурикова — ключ к пониманию русской истории. А эта книга, в которой голос художника сочетается с воспоминаниями о нём, — ключ к пониманию Сурикова, его самобытного характера, его души. В его полотнах — тайна России. Попытаемся приоткрыть тайны великого художника…
Вниманию читателей предлагается два аналитических этюда Альфреда Баркова: ««Гамлет»: трагедия ошибок или трагическая судьба автора? » и «Загадка личности «Шекспира»: Кристофер Марло или Роджер Мэннерс граф Ратленд? ». Первый посвящен вскрытию внутренней структуры «Гамлета» и авторского замысла того, кто подписывал свои произведения псевдонимом «Шекспир». Второй — определением личности того, чьи произведения публиковались под псевдонимом «Шекспир». «Претендентов» на это место насчитывается около шести десятков, у каждого есть свои приверженцы, причем каждый из них уверен, что только «его» «кандидат» и есть подлинный «Шекспир». Барков Альфред Николаевич — литературовед, создатель оригинальной «теории мениппеи», автор фундаментальных работ о творчестве Шекспира, Пушкина, Булгакова.
Имя Василия Сухомлинского широко известно не только в России, но и за рубежом. Один из крупнейших советских педагогов, коммунист и теоретик искусства — именно он стал создателем той позднесоветской школы 1970-1980-х годов, которую теперь так часто вспоминают, называя потерянным педагогическим раем. Тонкий гуманизм Сухомлинского, тактичность, глубокая Вера в доброе начало, живущее в каждом человеке, — нашли признание во всём мире. В книге «Рождение гражданина» великий педагог подводит итоги всех прочих своих работ. Здесь он выстраивает целостную систему воспитания, которая и составила в итоге основу советской школы.
В публикациях о Сергее Есенине Галине Бениславской обычно отводится роль любимой женщины, верного друга и литературного секретаря поэта. Между тем, статус Г.А.Бениславской как его гражданской жены подтверждается многими данными, и она имеет явное преимущество по продолжительности совместной семейной жизни в сравнении с зарегистрированными и гражданскими женами С.А.Есенина.
Какой парадокс: ее театральные и экранные работы можно перечесть по пальцам, но, согласно Британской энциклопедии «Who is who» («Кто есть кто»), она входит в десятку самых выдающихся актрис XX столетия! Так в чем состоит уникальность Фаины Георгиевны Раневской, девочки-дурнушки из семьи «бедного нефтепромышленника», ставшей харизматичной актрисой («Золушка», «Подкидыш», «Пышка», «Легкая жизнь» и др.)? Автор утверждает: личность Фаины Раневской остаётся притягательной благодаря неповторимому ироничному взгляду на жизнь: актриса никогда не стеснялась в выражениях и если шутила, то высмеивала наповал, до слёз. Однако вовсе не сарказм помог ей, народной артистке СССР, получить, как она выражалась, «похоронные принадлежности»: ордена Ленина и Трудового Красного Знамени, а еще — три Сталинских премии! И не остроты и нецензурные выражения укрепляли ее дружбу с самыми известными людьми той эпохи: Анной Ахматовой, Любовью Орловой, Ростиславом Пляттом, Ольгой Аросевой и многими другими. Похоже, что из всех советских знаменитостей только она одна могла позволить себе быть искренней. В момент, когда ее окружали дети с радостными возгласами "Муля! Муля! ", она пренебрежительно отвечала: «Пионеры, идите в ж*пу». И сложно представить, что в этой незаурядной личности таилась страшно одинокая, тонкая и ранимая душа... Несмотря на десятки книг, написанных о Раневской, ее феномен так и не раскрыт до конца… и только сейчас у читателя появляется возможность взглянуть на противоречивую судьбу оригинальной актрисы по-новому.