Монография продолжает начатое Е.В. Сидориной в конце 1960-х годов исследование концептуального многообразия русского авангарда (включая и его философскую ветвь) и посвящена осмыслению истоков и сущностных особенностей сложного «маршрута» творчества Казимира Малевича, концептуальной путеводной нитью которого явилась идея супрематии беспредметности, а важнейшие черты — попытка совместить позицию пророка с позицией авангардного творческого лидера в России революционных лет, выход его размышлений к осознанию эсхатологического аспекта отношений бытия и искус ства (отношений «этого мира» и «мира иного») и итоговое устремление Малевича к высотам Искусства, названное им самим дальнейшим восхождением.
Все знают, что Пушкин писал стихи, поэмы, рассказы и сказки. Его литературные произведения — настоящие шедевры, а он сам — абсолютный гений! Но, как и все остальные люди, гении не берутся из пустоты. Они бывают откуда-то родом, их окружают определенные вещи, они живут в свое время и эпоху. А какой была эпоха Пушкина? Эта книга — путешествие в село Михайловское, невероятно много значившее для Александра Сергеевича. Вы прочитаете об устройстве и убранстве домов крестьян и помещиков, об обычаях и моде тех времен и о жизни разных сословий. Если юный читатель внимательно рассмотрит и прочитает эту книгу, он не только познакомится с жизнью Пушкина и его эпохой, но и лучше поймет произведения великого русского писателя.
Автор книги — историк искусства, художественный критик, прозаик, выпустивший в свет немало книг и статей об отечественном искусстве разных эпох. Автор лично общался со многими героями этой книги — художниками, которых сейчас называют живыми классиками. Это замечательные мастера, ищущие способы преображения традиционной образности, а не полного ее изгнания. В книге они обозначаются парадоксальным определением «архаисты-новаторы». Автор прослеживает, как эти художники подхватывают традиции «поэтического» реализма 20 века и глубже — ощущение «личной правоты» и внутренней свободы великих живописцев 19 столетия. Книга адресована всем интересующимся современной российской культурой.
Психика подобна определенным объектам, это фиксируют сами люди в языке и искусстве. В данном исследовании рассматриваются в этом плане образы сосуда, воронки, дерева и крепости. У этих объектов есть некие свойства. Коль скоро их (объекты) связывают с психикой отношения взаимоподобия, эти свойства могут распространяться и на психику. Исследуя свойства этих объектов, автор получает дополнительное знание и о психике.
Издание посвящено книжному искусству одного из ярких, многогранных художников второй половины XX века Ильи Трофимовича Богдеско (1923-2010), автора иллюстраций, оформления и дизайна более ста изданных книг. Многие иллюстративные циклы Богдеско стали классикой книгоиздания: это российская и зарубежная художественная литература. В тексте книги прослеживается творческий путь художника — от студенческих работ на графическом факультете Института им. И.Е. Репина до главного дела жизни и последнего труда — иллюстративного цикла к роману Сервантеса «Дон Кихот».
Издание будет интересно сегодня не только как творческая биография одного из значительнейших российских художников книги, но и как практический материал для специалистов книжного дела, иллюстраторов и дизайнеров, а также для широкой аудитории любителей искусства.
Монография посвящена творчеству выдающегося русского художника ХХ века С.М.Романовича (1894-1968). Его искусство представлено от раннего периода, связанного с исканиями русского художественного авангарда и футуризма, участием в создании общества «Маковец» в начале 1920-х годов, до позднего этапа — с его глубоким интересом к библейским темам. Отдельная глава посвящена Романовичу-монументалисту — сотруднику Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР. Автор также анализирует литературное наследие художника: очерки об искусстве живописи, воспоминания о М.Ф.Ларионове, учителе и друге Романовича, и о других мастерах первых десятилетий ХХ века.
Книга богато иллюстрирована живописью и графикой художника. Многие из представленных в ней произведений публикуются впервые.
Коллективная монография посвящена высшей воинской награде России, сохранившей высочайший статус со времен ее учреждения в 1769 году до наших дней. Настоящее исследование отражает современный этап изучения истории легендарной российской награды с привлечением новых архивных данных, анализом взаимного влияния при создании знаменитых военных орденов Европы, на основе рассмотрения законодательных орденских документов, а также введением в оборот неизвестных памятников фалеристики. Особое внимание уделено награждениям орденом Св. Георгия представителей дома Романовых и европейских монархов, их орденским знакам, хранящимся в музейных и королевских собраниях. Авторы статей раскрывают историю создания и развития российского военного ордена; обращаются к истории знаменитых европейских орденов, находящихся под покровительством святого Георгия; рассказывают о традициях проведения Дня георгиевских кавалеров; возвращают имена сотням безымянных Георгиевских крестов, хранящихся в музейных собраниях.
Данный научный труд представляет несомненный интерес как для специалистов в области истории и фалеристики, так и для широкой аудитории читателей, интересующихся отечественной историей.
Эта документальная книга выпущена к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Казалось бы, какой вклад мог внести зоопарк в дело Победы? Однако этот вклад вполне измерим — в миллионах заработанных и переданных государству рублей, десятках миллионов доз вакцины от тифа, тысячах комплектов одежды, сшитых в наших цехах для армии. Но главную часть этого вклада нельзя выразить в цифрах — это моральная и психологическая поддержка, радость, надежда. В годы войны Московский зоопарк оставался уголком мира, добра и заботы, местом, которое живет по закону.
В книге собраны все сохранившиеся до наших дней рекламные плакаты Московского зоопарка XIX-XX вв. Авторы предприняли попытку в популярной форме рассказать сразу 2 истории: о жизни Московского зоопарка и о развитии отечественной школы художников-анималистов. Репродукции плакатов дополнены станковой и прикладной графикой разных жанров.
Книга адресована широкому кругу читателей, особенно будет интересна она будет специалистам по дизайну и визуальным коммуникациям.
Очень немногих можно назвать символом ХХ в., еще меньшее число — творцом его истории. Андрей Дмитриевич Сахаров, безусловно, один из тех немногих, кто стал ярчайшим действующим лицом этого сложного века.
В книге собраны воспоминания и эссе более 70 авторов, близко знавших Андрея Дмитриевича или ощутивших его влияние, не подкрепленное личным знакомством. Очень условно они распределены по четырем разделам. В первом, «Возвращение в вечность», Андрея Дмитриевича вспоминают те, кто знал его уже как состоявшуюся выдающуюся личность огромного масштаба. Второй раздел, «У Никитских ворот», относится к юности Андрея Дмитриевича, в нем собраны статьи друзей А.Д. Сахарова, которые могли обращаться к нему без отчества, хотя так делали не и не всегда. Раздел третий, «Делай, что должно…», состоит из воспоминаний тех, кто работал вместе с А.Д. Сахаровым в кузнице советского термоядерного проекта — на «объекте» в Сарове, либо был посвящен в строжайшую тайну о роли Андрея Дмитриевича в этих работах. Последний, четвертый раздел книги, «Тот самый Сахаров», представляет собой калейдоскоп зарисовок, который помогает увидеть героя книги с разных сторон.
В книге использованы фотографии в основном из Архива А.Д. Сахарова и дочерей академика, а также авторов воспоминаний.
В книге исследуются сферы придворной художественной культуры России первой четверти XVIII века, связанные с оформлением нового государственного церемониала, и прослеживается их дальнейшее развитие. Авторами рассмотрены основные церемонии, регламентировавшие жизнь монарха и его семьи, — коронационные, брачные и погребальные, триумфы и торжественные встречи в России и других странах, орденские праздники. Особое внимание уделяется символам власти и наградным знакам, а также ювелирному искусству при российском дворе. В работе приведен и проанализирован широкий круг изобразительных и письменных материалов, хранящихся в отечественных и зарубежных музейных, архивных, библиотечных и частных собраниях. Авторский текст дополнен документами XVIII столетия и богатым иллюстративным рядом.
Книга рассчитана на специалистов в разных областях гуманитарного знания и читателей, интересующихся Петровской эпохой и придворной культурой.
Фундаментальная работа, посвященная европейским концепциям искусства в русской культуре XVIII века, позволяет проследить судьбы многих важнейших художественных идей на русской почве. В России, только начинающей процесс поиска приоритетов в сфере искусства, одновременно узнавали Андре Фелибьена и Шарля Антуана Куапеля, Иоганна Винкельмана и Роже де Пиля. Для отечественной культуры этого времени характерно восторженное отношение к любым текстам об искусстве. Особое место в книге уделено образцам для копирования и интерпретации — важному элементу в творчестве художника, состоящему в прямой зависимости от его просвещенности в теоретической сфере. Выявление таких источников — существенный вклад автора в отечественное искусствознание.
Книга адресована специалистам в области искусства, историкам, филологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся отечественной и европейской культурой XVIII века.
Коллективный труд объединил в себе актуальные исследования в области оружиеведения, посвященные широкому спектру научной проблематики. Представленные работы разрабатывают конкретные вопросы по основным направлениям изучения исторического оружия: защитного вооружения, холодного оружия, ручного огнестрельного оружия и артиллерии, военного снаряжения, амуниции и униформы. Отдельный раздел труда посвящен исследованиям истории оружейных коллекций. Авторским коллективом был затронут и ряд крупных проблем современного оружиеведения. Значительная часть статей посвящена изучению конкретных памятников, входящих в собрания центральных российских музеев: Музеев Московского Кремля, Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Центрального музея Вооруженных сил РФ и ряда других собраний.
Издание предназначено для специалистов-оружиеведов, музейных сотрудников, коллекционеров, а также широкого круга читателей, интересующихся оружейной тематикой.