Роман Ивана Александровича Гончарова (1812-1891) «Обломов» (1859) — одно из важнейших произведений русской литературы XIX века. Он затрагивает острые социальные проблемы того времени: тяжёлую жизнь крепостных крестьян, лень и праздность помещиков. Образ главного героя — Ильи Ильича Обломова — настолько правдиво и точно отразил распространённый типаж русского дворянства XIX века, что понятие «обломовщина» сразу вошло в обиход. Критик Николай Добролюбов даже утверждал, что «обломовщина» — «ключ к разгадке многих явлений русской жизни».
Илья Ильич Обломов — барин тридцати лет, которому уже всё наскучило, он апатичен и ленив, и любая деятельность вызывает у него отвращение и скуку. Единственное, что он делает — лежит на диване и думает. Вся жизнь Обломова проходит в мечтах: то он возомнит себя великим полководцем, то вообразит себя женатым человеком, увлекшимся красавицей-крестьянкой... Однажды к нему приезжает друг Андрей Штольц — полная противоположность бездеятельному фантазёру Обломову. Штольц энергичен и подвижен, обладает острым умом и силой воли. Пытаясь спасти товарища от «вечного сна», Штольц заставляет Обломова очнуться и начать жить полноценной жизнью…
Проспер Мериме (1803-1870) — французский писатель и переводчик, общественный и политический деятель, историк, этнограф и археолог — вошел в историю мировой литературы как непревзойденный мастер жанра новеллы.
Мериме был одним из первых европейцев, по достоинству оценивший русскую литературу. Благодаря его переводам на французский, западные читатели познакомилась с произведениями А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Мериме был большим поклонником творчества И.С. Тургенева и создал предисловие к переводу его романа «Отцы и дети».
Для своих новелл Мериме выбирает экзотические места и яркие характеры. Так действие новеллы «Матео Фальконе» (1829) разворачивается на берегах Корсики, «родине корсиканских пастухов и всех, кто не в ладах с правосудием». Десятилетний Фортунато — сын Маттео Фальконе — спасает человека, а потом выдает его жандармам. Как на это посмотрит его отец — гордый корсиканец и христианин?..
Отважный моряк Леду, потерявший руку в битве при Трафальгаре, но не потерявший надежду снова выходить в море, становится капитаном брига «Надежда» и промышляет работорговлей. Так начинается новелла «Таманго» (1829).
В книгу также вошли новеллы П. Мериме «Венера Илльская», «Кармен», «Голубая комната» и другие.
Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) — русский поэт, основоположник романтизма в отечественной поэзии, автор элегий, романсов, баллад и эпических произведений. Стихотворение «Лесной царь» — перевод баллады И.В. Гёте.
Наиболее известны русские переводы В. Жуковского и А. Фета. В.А. Жуковский перевел поэму в 1818 году. Произведение основано на древней легенде об умирающем мальчике, которого призывает в свое царство Лесной царь. В центре сюжета баллады диалог отца с сыном, скачущих на коне через лес вечерней порой. Мальчику кажется, что его манит к себе лесной царь:
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
Баллада вдохновила многих музыкантов. Наиболее известна композиция Франца Шуберта 1815 года.
В книгу также вошли стихотворения и баллады Василия Андреевича Жуковского, изучение которых предусмотрено школьной программой: «Светлана», «Спящая царевна», «Загадка» и другие.
Алексей Николаевич Толстой (1882-1945) — русский и советский писатель, общественный деятель.
Во время Великой Отечественной войны Толстой работает корреспондентом в армейской газете «Красная звезда». Собирая материал для своих статей, писатель встречается с участниками боевых действий, проводит беседы с курсантами военных школ. Искренние рассказы фронтовиков вдохновляют Алексея Толстого на создание сборника, в котором будут собраны реальные истории военной жизни.
Рассказы и статьи, вошедшие в сборник, представляют собой уникальное историческое свидетельство о подвиге русского народа во время Великой Отечественной войны.
Александр Александрович Блок — русский поэт Серебряного века, крупнейший представитель отечественного символизма. В книгу вошли лирические произведения А.А. Блока, изучение которых предусмотрено школьной программой: стихотворения: «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Русь», поэма «Двенадцать» и другие.
Александр Трифонович Твардовский (1910-1971) — русский писатель, поэт и прозаик, лауреат государственных премий, обладатель многих орденов и наград. На жизнь поэта выпало немало испытаний: периоды революций, Великая Отечественная война, смена политических режимов, расцвет цензуры и репрессии. Александр Твардовский добровольно отправился на фронт и активно участвовал в восстановлении страны в послевоенные годы. Несмотря на перемены, происходящие вокруг, его гражданская позиция оставалась незыблемой. Поэт всегда любил Родину и мечтал о ее процветании, что отразилось в его творчестве. В книгу вошли стихотворения разных лет, послевоенные рассказы и очерки, а также автобиография и отрывки из сборника воспоминаний «Родина и чужбина».
Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — русский писатель XX века, участник Великой Отечественной войны. Повесть «Пастух и пастушка» автор называет «современной пасторалью». Герои, привыкшие к мирной сельской жизни, невольно становятся участниками страшной войны.
В сборник также вошли рассказы «Зачем я убил коростеля? », «Бойе», «Капля», «Милаха и кот Громило» и повесть «Царь-рыба».
Ксения Викторовна Драгунская (1965 — 2021) — Российский драматург и прозаик, сценарист, детский писатель и дочь классика детской литературы Виктора Юзефовича Драгунского.
Автор множества рассказов для подростков и детей и более тридцати пьес, поставленных в российских и зарубежных театрах.
Её произведения всегда реалистичны, современны и проникнуты любовью ко всему живому и верой в добро.
Олег Евгеньевич Григорьев (1943-1992) — детский поэт, художник, автор весёлых и немножко хулиганских стихотворений. Каждое четверостишие Григорьева — это остроумная история, которая не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых. В сборник вошли стихотворения Григорьева из разных циклов.
«Москва... как много в этом звуке…» — слова, впервые прозвучавшие в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», точно определили отношение русских поэтов к Белокаменной столице. В своих стихотворениях о Москве поэты запечатлели не только свою любовь к городу, но и преклонение перед его многовековой историей. В их лирических произведениях нашли отражение все важные события и изменения, произошедшие с Москвой, — от основания города на семи холмах и пожара 1812 года до Парада Победы на Красной площади и открытия первой станции Московского метрополитена. В сборник вошли лучшие стихотворения о Москве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока, М.И. Цветаевой, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой, Н.И. Заболоцкого и других поэтов.
К сожалению, сегодня личность и творчество Ивана Хемницера практически преданы забвению. А между тем роль этого человека в русской литературе уникальна. Именно он, переводчик, поэт, баснописец большинством критиков признан не только предшественником, но и вдохновителем знаменитого И.А. Крылова. В настоящий сборник вошли избранные произведения автора.
Юрий Казаков (1927-1982) — известный русский прозаик, сценарист. Критики называли Юрия Казакова — мастера малого жанра — достойным преемником Бунина и Чехова. Его небольшие по объёму рассказы раскрывают глубокие и трогательные истории.Ничего не предвещает беды ранним тихим утром, когда двое мальчишек — деревенский Яшка и приехавший из города Володя — собираются на рыбалку. Так начинается рассказ Ю. Казакова «Тихое утро». Яшка знает о рыбалке всё, но его приятель из Москвы совсем новичок в рыбной ловле: неопытный Володя только суетится и мешается под ногами. Мальчики и не догадываются, чем закончится их поход на пруд.В сборник также вошли рассказы «Глупый Чик», «Арктур — гончий пёс», «Тэдди» и другие.
Иван Андреевич Крылов
(1769-1844) — русский писатель, публицист, баснопи¬сец, академик Петербургской академии наук (1841). Написал более 200 басен, отличающихся сатирической остротой, ярким образным языком. В баснях Крылова обличались общественные и человеческие пороки: грубость, жадность, неблагодарность, хитрость.
Н.В. Гоголь назвал басни Крылова «книгой мудрости самого народа».