Архитектор Моисей Гинзбург не только построил главное здание русского конструктивизма — Дом Наркомфина, но и написал его главный манифест, книгу «Стиль и эпоха». Что для архитектуры значит быть современной — и в чем заключается эта современность для 1920-х годов, эпохи мощных социальных сдвигов и стремительного технического прогресса?
Мы уже живем в городе будущего — в практически непрерывном медийном пространстве, с возможностью в любом месте и в любое время связаться с любым человеком и получить любой медиаконтент. Это не просто техническая революция — радикально изменилась сама наша повседневная жизнь, а вслед за ней — устройство экономики и общества. Что и произошло и что будет завтра — на эти вопросы отвечает книги урбаниста и медиатеоретика, профессора Мельбурнского университета Скотта Маккуайра.
Великий немецкий социолог Макс Вебер одним из первых попытался понять, каким образом на пересечении политических, экономических и военных функций человеческого поселения возникает город как социальный институт. Исторический очерк Вебера позволяет не только узнать, из какого разнообразия социальных форм сложился тот город, в котором мы живем сегодня, но и научиться видеть это разнообразие в современной эпохе.
Что объединяет древнеримские кирпичи и компьютерные программы? И то и другое сделал увлеченный человек, который использовал свой ум, навыки и опыт, чтобы создать что-то новое и изменить материальный мир вокруг себя.
В эпоху окончательной автоматизации производства и стандартизации вещей и практик социолог и философ Ричард Сеннет напоминает о том, какую огромную роль и сегодня играет человеческое мастерство — его «Мастер» посвящен «связи руки с головой» в европейской культуре, взаимоотношению труда и творчества и взаимовлиянию социальной жизни и материальной цивилизации.
Именно Георг Зиммель превратил социологию в «науку о сегодня» и сделал фактом науки об обществе внутреннюю жизнь человека: его интересовал дух времени, и он пытался описать его, рассматривая повседневное человеческое существование. Он был первым социологом, который стал думать о потреблении и деньгах, о моде и туризме, о любовных переживаниях и восприятии времени — и о большом городе, ставшем для Зиммеля квинтэссенцией современной жизни.
«Город-коллаж» архитекторов и теоретиков архитектуры Колина Роу и Фреда Кеттера — одна из первых и по-прежнему самых убедительных идеологических альтернатив утопии архитектурного модернизма XX века. Идее тотального городского планирования Роу и Кеттер противопоставили реабилитацию исторического, естественно сложившегося города — города-коллажа, где здания и градостроительные решения разных эпох соседствуют друг с другом, создавая сложную городскую ткань, способную объединять память о прошлом, внимание к настоящему и фантастические видения будущего.
Один из первых теоретиков и практиков модернистской архитектуры Адольф Лоос интересовался не только зданиями, но и людьми: его остроумные эссе о моде начала XX века — прообраз сегодняшних исследований повседневной культуры и один из самых обаятельных памятников того культурного разлома, в котором западный мир оказался на пороге современной эпохи.
Что отличает город от деревни помимо архитектуры? Едва ли не первым на этот вопрос ответил один из лидеров чикагской социологической школы Луис Вирт — в нескольких журнальных статьях он изложил систематическую теорию города как социальной сущности и наметил программу его исследований, которой социологическая наука следует и сегодня.
Дизайн не только делает нашу жизнь красивой, удобной и безопасной — с помощью дизайна можно перепридумать мир, в котором мы живем. «Спекулятивный мир» Энтони Данна и Фионы Рэби — это манифест концептуального дизайна — дизайна, который создает не новые формы, а новые идеи, позволяет увидеть наше общество с неожиданной стороны и предлагает проекты его радикального переустройства.
В 1920-е годы Ле Корбюзье написал целый цикл манифестов модернистской архитектуры — той, которая через несколько десятилетии? изменила облик всего земного шара. «Новый дух в архитектуре» и «Архитектура в эпоху машинизма» — две небольшие журнальные статьи, оказавшиеся в тени знаменитых книг Корбюзье «К архитектуре» и «Урбанизм», однако именно здесь принципы грядущего модернизма были сформулированы самым лаконичным и доходчивым образом.
«Суперкритика» Питера Айзенмана и Рема Колхаса напоминает деконструктивистское здание: диалог двух великих архитекторов сопровождают комментарии, документы и фотографии, а все это вместе составляет манифест амбициознои? «критическои? архитектуры» — тои?, которая не только возводит дома, но и изучает устрои? ство окружающеи? нас реальности.
Здания нужны, чтобы защищать людей от непогоды, но это не все. У архитектуры есть еще много важных функций, напоминает архитектурный обозреватель New Yorker и Vanity Fair, лауреат Пулитцеровской премии Пол Голдбергер. Она рассказывает нам о нас самих и устройстве окружающего нас мира. Нужно только научиться это видеть.