Андрей Платонов, один из самых известных советских писателей, публицист и драматург, в начале войны ушел добровольцем на фронт. Вскоре его перевели служить в газету «Красная звезда», в качестве ее корреспондента он побывал под Ржевом, на Курской дуге, на Украине и в Белоруссии. Постоянно видя «страшный лик войны», он не мог всего написать в своих статьях, поэтому отдушиной для него становились письма к жене и особенно записные книжки — здесь есть такие подробности фронтовой жизни, которые редко встретишь даже в самых правдивых произведениях о войне. Помимо этого, в книгу вошли очерки и рассказы Андрея Платонова, показывающие героические и трагические эпизоды Великой Отечественной войны.
Александр Сергеевич Яковлев (1896-1989) — легендарный советский авиаконструктор. В годы Великой Отечественной войны — главный конструктор производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, одновременно — заместитель наркома авиационной промышленности по новой технике. В своих воспоминаниях автор подробно и честно вспоминает обо всем, что было связано с войной. Начиная от первых дней войны и противоздушной обороны Москвы осенью 1941 года, организации выпуска истребителей на машиностроительном заводе в Сибири и заканчивая парадом на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года.
История создания советского ядерного оружия остается одним из самых драматичных и загадочных сюжетов XX века. Даже несмотря на то, что с 29 августа 1949 года, когда на Семипалатинском полигоне была испытана первая атомная бомба, прошло почти 75 лет, многие подробности незримого поединка между «отцом» советского атомной бомбы Игорем Васильевичем Курчатовым и его американским коллегой Робертом Оппенгеймером остаются малоизвестными. Эта книга необычная по двум причинам. Во-первых, о создании отечественного ядерного оружия рассказывают ученые, которые в годы Великой Отечественной войны и после ее окончания имел к этому прямое отношение. Во-вторых, они предельно откровенны, потому что их собеседник — человек, посвятивший изучению истории «Атомного проекта СССР» более полувека своей жизни, а потому многие страницы этой истории известны ему лучше, чем самим ученым — все-таки секретность властвовала над судьбами всех
Юрий Васильевич Бондарев — писатель и сценарист, участник Великой Отечественной войны, известнейший представитель «лейтенантской прозы». По его произведения поставлены фильмы «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Тишина» и многие другие. Летом 1942 года, после окончания школы и военного училища Юрий Бондарев воевал под Сталинградом, затем участвовал в форсировании Днепра, освобождении Киева, Житомира, Каменец-Подольского, сражался в Польше. Он писал об увиденном и пережитом: «Война — это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последняя цигарка, которую жадно докуривает, обжигая пальцы, наводчик, глядя на ползущие танки». В его воспоминаниях показаны суровый быт войны, героические поступки и трусость, страдания и боль — по словам одного из рецензентов, это «война в упор, на расстоянии винтовочного выстрела»
«Да, надо признать, ему не чужды были старые, смешные ныне предрассудки: любовь к родине, сознание живого долга перед ней и чувства личной чести. И еще старомоднее было то, что он по этим трем пунктам всегда готов был заплатить собственной жизнью» — так писал Куприн о Николае Гумилёве. Когда Россия вступила в Первую мировую войну, поэт не мог остаться в стороне и пошел на фронт добровольцем. Испытание войной Гумилёв выдержал с честью. И хотя ему не суждено было узнать радость победы, очередную битву с самим собой он выиграл. Но важнее всего, что среди крови, грязи, жестокости и ненависти Николай Степанович остался рыцарем, верным старым предрассудкам. Он был одним из немногих, кто умел войну поэтизировать, и едва ли не единственным литератором Серебряного века, оставившим столь подробный и честный рассказ о своей службе в воюющей армии. Его «Записки кавалериста» печатались в газетах в 1915-1916 годах и вызвали большой интерес у читающей публики. В этой книге с помощью различных текстов и документов полностью воссоздан боевой путь поэта с первых дней войны и до Брестского мира.
Григорий Яковлевич Бакланов — известный писатель и сценарист, один из представителей «лейтенантской прозы». В 1941 году он добровольцем ушел на фронт, воевал в пехоте и артиллерии, участвовал в боях на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии. Его произведения о войне с большим трудом выходили в советское время; нелегкой оказалась и судьба фильма «Был месяц май», снятого по его сценарию Марленом Хуциевым. Причина этому — тяжелые и горькие эпизоды войны, показанные Баклановым, которые часто шли вразрез с «парадной» историей. В своих мемуарах, приведенных в данной книге, он рассказал о своей юности, бегстве на фронт, как воевали на фронте, послевоенной жизни. Здесь есть масса интереснейших подробностей о событиях, атмосфере довоенного, военного и послевоенного времени. Все написано прекрасным языком, правдиво, без утайки, с болью за страну и народ.
Владимира Гуляева помнят прежде всего как актера по его ярким ролям в фильмах «Весна на Заречной улице», «Бриллиантовая рука» и другим. Кто бы мог подумать, что в годы Великой Отечественной войны он был одним из лучших летчиков штурмовой авиации; на фронте ходила легенда, что за его голову Гитлер лично назначил награду. В своей книге Гуляев рассказывает о том, как воевали и жили летчики в годы войны, какие невероятные боевые вылеты совершали, почему «Ил-2» немцы называли «черной смертью», а его пилотов не брали в плен. Книга написана ярко и живо, по своей тональности она чем-то напоминает знаменитый советский фильм «В бой идут они старики». Говорят, Владимир Гуляев очень хотел сняться в нём, но не получилось.
Военный врач, хирург Ф. Ф. Грачев в годы войны работал в госпитале в блокадном Ленинграде и оставил уникальные воспоминания, занимающие особое место среди книг о блокаде. Мемуары Грачева предельно правдивы, в них показаны невероятные условия, в которых жили и работали люди в осажденном Ленинграде. Особое место уделяется деятельности самого госпиталя, проблемам не только медицинского, но и сугубо житейского характера, часто имеющим критическое значение в обстановке страшного голода, бомбежек, артобстрелов. Через раненых автор книги показывает целую галерею защитников Ленинграда — солдат, офицеров, моряков, добровольцев из числа ученых, студентов, литераторов. Примечательно, что именно в этом госпитале лечился после ранения знаменитый впоследствии советский писатель Федор Абрамов.
Алесь Адамович — классик советской и белоруской литературы, чьи произведения о войне переведены на многие языки мира. Главная тема Адамовича — партизанское движение против немцев, и это не случайно: в годы войны он, подростком, помогал партизанам, а затем воевал в партизанском отряде. В своей книге Алесь Адамович рассказывает об этом, а также приводит документальные свидетельства о сопротивлении оккупантам и карательных акциях фашистов по отношению к населению оккупированных земель. Кроме того, он делится размышлениями о причинах начальных тяжких поражений в войне, многомиллионных ее жертвах, о цене Победы и уроках войны для будущего.
Аркадий Первенцев — русский советский писатель, сценарист, драматург и журналист. В годы Великой Отечественной войны он служил политработником РККФ, имея звание капитана 1-го ранга. Вместе с Евгением Петровым (соавтором Ильи Ильфа), попал в авиакатастрофу, чудом выжил. В повестях и рассказах, написанных в советское время, Первенцев не писал о том, что ему довелось видеть в тылу в годы войны. Всю правду об этом он открыл только в своих мемуарах. «Война срывает все личины», — говорил Первенцев, и, читая его воспоминания, понимаешь, что он имел в виду. В критические моменты войны в тылу происходило порой из ряда вон выходящее. Известные политики, деятели культуры, «властители дум» часто представали с неприглядной стороны, — не случайно в народе они получили прозвище «тыловые крысы».
Автор этой книги Лев Петрович Николаев — советский врач, профессор, доктор медицинских наук, известный в мире антрополог. В годы Великой Отечественной войны он оказался в занятом немцами Харькове и провел под немецкой оккупацией почти два года. Будучи противником сталинизма и коммунистической системы, Лев Николаев встретил немцев как освободителей, но скоро увидел, что на деле представляет собой «орднунг» — новый немецкий порядок, — и, в конце концов, встал на путь борьбы с оккупантами. Дневник, который профессор Николаев вел все эти годы, впервые публикуется в полном объеме. Он содержит массу уникальных подробностей о жизни на захваченной немцами территории, а также оригинальный авторский анализ происходящих событий, оценку советской системы предвоенного и военного времени, характера войны, действий в ней обеих сторон. Не случайно, Юрий Мухин, один из самых авторитетных исследователей военной темы, дает высокую оценку дневникам Николаева в предисловии к книге.