Преподобный Андрей Критский
Все книги автора
Православная библиотека, Эксмо 2022, ISBN: 978-5-04-122713-5
2053руб Купить
Великий Канон святителя Андрея, архиепископа Критского имеет исключительную значимость в духовной жизни православных христиан и в христианском литургическом искусстве. За тринадцать веков своего существования авторский текст Канона прошел многочисленные переписывания и «оброс» огромным количеством дополнений и правок, часто уводящих читателя далеко от первоначального смысла.
Настоящее поэтическое переложение Канона выполнено не со славянских переводов, содержащих ошибки и неточности, но с его критического текста, созданного на основании данных древнейших (IX-XIII вв.) списков из греко-византийских рукописей.
Чтобы читатели лучше понимали всю глубину образов и оборотов Канона, каждая строфа прокомментирована с детальным объяснением библейской основы и фундаментальных богословских понятий и предметов текста. По этой причине данное издание представляет собой первый русскоязычный научно-популярный комментарий Великого Канона святителя Андрея Критского.
Также в поэтическом и прозаическом переложениях с комментариями представлены дополнительные литургические тексты, традиционно дополняющие Канон: кондак и икос после 6-й песни Канона, эксапостиларий после 9-й, строфы, посвящённые преп. Марии Египетской и автору Канона, синаксарь (просветительское чтение после 6-й песни), житие преп. Марии Египетской и стихиры Канона великого.
Кроме этого, в качестве дополнения, осуществлён перевод на русский язык самого полного древнейшего жития автора Канона, также снабжённый подробным комментарием.

Летопись (церк.) 2016
293руб Купить
Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих повечериях читается покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей — около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию. Великий канон завершается тропарями в честь его творца — святого Андрея Критского.
«Мариино стояние» — это название вечерней службы (утрени), которая служится в среду пятой седмицы Великого поста.
Это богослужение совершается в память о подвиге преподобной Марии Египетской. Мария Египетская — святая, которая родилась в середине V века в Египте. В 12 лет она покинула семью и ушла в Александрию, где стала блудницей. Но однажды, после чудесного случая, она полностью изменила свою жизнь.
В праздник Воздвижения Креста Господня Мария прибилась к группе паломников, которые шли в Иерусалим. В Иерусалиме она попыталась войти в храм, но какая-то сила препятствовала ей. Блудница начала молиться перед иконой Божией Матери, что находилась | в притворе храма. После молитвы Мария смогла войти в храм и поклониться Кресту. Когда она вышла из храма, ей был голос Богородицы: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой».
Мария провела в пустыне 47 лет, в посте и молитве, и достигла святости. Единственным человеком, который видел Марию после ее ухода в пустыню, был иеромонах Зосима. Ему она поведала свою историю. Предание о Марии Египетской передавалось из уст в уста, пока в VII веке его не записал Софроний Иерусалимский. В память о покаянном подвиге этой святой во время «Марииного стояния» читают ее житие и Великий покаянный канон Андрея Критского — целиком.
Служба «Двенадцати Евангелий» — великопостное богослужение, совершаемое вечером Страстного Четверга.
Имеет своим содержанием благовестив о страданиях и смерти Спасителя, выбранное из всех евангелистов и разделенное на двенадцать чтений, по числу часов ночи, чем указывается, что верующие должны всю ночь провести в слушании Евангелий, подобно апостолам, сопровождавшим Господа в сад Гефсиманский.
Чтение Страстных Евангелий обставлено некоторыми особенностями: оно предваряется и сопровождается соответствующим их содержанию пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи», возвещается благовестом, выслушивается верующими при возженных свечах.
О чтении Страстных Евангелий в этот день упоминает уже Иоанн Златоуст.
Вечером в Великий четверг совершается Утреня Великой пятницы, или служба 12-ти Евангелий, как обычно называют это богослужение.
Пассия — это особый чин службы воспоминаний гефсиманских и голгофских страданий нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, на котором читается Акафист Страстям Христовым.
По акафисте читается Евангелие, повествующее о страстях Христовых, откуда и явилось название пассии (лат. passio — страдание, страсть). Чин этот, установленный на Руси митрополитом Петром Могилой и совершаемый в наше время Великим постом в неделю вечера, приобрел особую любовь православного народа. В нем с благоговейным трепетом говорится о страданиях и мучениях Невинного — за грешных, Чистого — за нечистых, Сына Божия — за падших людей. Христос Спаситель за всех грешников принял позорнейшие страдания и смерть. На Кресте была принесена жертва умилостивления (Рим. 3:25) за каждого из нас. И читая этот акафист, вызывающий в наших сердцах священные воспоминания тех отдаленных дней, будем помнить слова Господа, сказанные в Гефсимании апостолам:
«Бдите и молитесь, да не внидете в напасть» (Мф. 26:41).