Нравственные и творческие идеалы Николая Ярошенко формировались в период общественного подъема 1860-х годов. Быть может, с этим обстоятельством связано стремление художника вскрывать острые социальные противоречия, которыми пронизано все его творчество. В своих лучших работах («Невский ночью», «Кочегар», «Заключенный», «Всюду жизнь») Ярошенко ставит давно назревшие, но не высказанные в полной мере вопросы о несправедливости общественного устройства, чем вызывает в свой адрес бурю критики. Но стремительная военная карьера (к 46 годам вышел в отставку в чине генерал-майора) сделала его независимым от мнения критиков и коллег. Ярошенко осознавал свое предназначение и говорил об этом не без доли пафоса: «Я пишу то, что дает мне жизнь и данное, и мимо чего равнодушно пройти не могу, а в будущем такое искусство запишется в историю».
Хиросигэ любил работать в жанре «катёга», где цветы и птицы — главные герои картин. Он создал немало шедевров в этой разновидности пейзажа. Они позволяли подниматься до поэтических обобщений, вовлекая зрителя в «изменчивый мир» тайного и невысказанного.
У художника Эдварда Мунка все было особенным: и взгляд на мир, и стиль его работ. Ему всю жизнь приходилось преодолевать предубеждения против его всегда необычного, даже экстравагантного, взгляда на мир. Но именно этим он и стал интересен зрителям.
Русский художник М.А. Врубель проявил себя выдающимся мастером во многих видах и жанрах изобразительного искусства. Он создавал картины и панно, скульптуры и майолику, архитектурные проекты, чертежи для мебели, писал портреты, натюрморты, декорации.
Осталось немного творений иконописца Андрея Рублева из нескольких сотен, им написанных. На созданные мастером образы, оставшиеся нам в наследство, приезжают посмотреть тысячи людей.
Во всем, что создавал художник В.Д. Поленов, мы чувствуем его огромный интерес ко всем проявлениям жизни. Пейзажи, написанные художником, критики так и называли — «живыми». Мы смотрим на них, испытывая радость от встречи с редкой красоты природой.
Фудзияма и японцы — неразделимое единство: таков смысл выдающейся работы Хокусая, которую он начал писать в 70 лет. Мастер собирался прожить 100 лет, чтобы открыть людям обретенную им формулу жизни: «Единство природы и человека — основа мироздания».
Великий нидерландский живописец Иероним Босх знал: каждый получит от Бога то, что заслужил. Художник относился к своему творчеству как к предназначению, как к своего рода единоборству со злом, разоблачая грешные помыслы и поступки человека.
Великий живописец В.М. Васнецов создал в своих полотнах особый мир, в котором превращал реальных людей в сказочных и былинных героев. Через них он выражал любовь к Отечеству, восхищение отвагой, мудростью, миролюбием и широтой души русского человека.
Чешского художника Альфонса Муху называют символом стиля модерн конца золотого — начала серебряного века. «Стиль Мухи» стал воплощением яркого и выдающегося творчества, выразившего как потребности эпохи, так и собственные творческие искания мастера.
Алексей Адамов представляет собой как мариниста, так и художника-пейзажиста в привычном понимании этого слова. Задушевность, неторопливая повествовательность, лиризм, глубоко личностное переживание природы — характерные черты его пейзажей.