Если вы ищете книги издательств «КНИМА» и «СНЕЖНЫЙ КОМ», то вам — на КНИМА.КОМ
knima.ru — продажа книг
Авторы А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Щ Э Ю Я
Книги 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Щ Э Ю Я
Серии 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Щ Э Ю Я

Все могло быть иначе. Несколько зарисовок о роли

Автор: Каржавин Владимир Васильевич
Издательство: Урал
Год издания: 2015
Наличие: отсутствует



650руб
Купить
Новая книга уральского ученого и публициста Владимира Каржавина посвящена роли случая в истории, тому, как случайность, случайное явление или совпадение могли повлиять или повлияли на глобальные процессы: на ход истории, на развитие стран на их достижения

Журнал "Урал" № 7, 2017
Урал 2017, ISBN: 270720177
349руб Купить
Номер открывается небольшой подборкой ранее неизвестных редакции стихотворений Романа Тягунова «Я помнил всё. Я всё забыл». Часть из них была обнаружена в записной книжке, много лет хранившейся у его друга, дизайнера Евгения Охотникова. Другую часть предоставила вдова поэта Надежда Герасимова. Поэтическую часть журнала продолжает Константин Комаров, а также Надежда Болтачева, Валентина Костарева и Вячеслав Глазырин. Роман Светланы Кузнецовой «Жуки с надкрыльями цвета речного ила летят за Глазом динозавра» очень велик по размерам не только своего названия, но также и по объёму текста (поэтому окончание следует), и хронологически (до 65 миллионов лет), и онтологически (целых три жизни). Герой рассказа Виталия Лозовича «Аида» по вечерам играет в народном театре, что уже многое может о нём сказать. Действительно, у него проблемы с алкоголем и женщинами, что неудивительно, но от этого не менее грустно. Рассказ Ованеса Азнауряна «7 прелюдий во всевозможных тональностях» состоит из семи миниатюр, каждая из которых является вполне завершённым и полноценным микрорассказом. Его же рассказ «Парон» посвящён жизни и смерти одного параноика и его собаки. Дмитрий Февраль в рассказе «Оптометрист» очень подробно описывает работу оптометриста, хотя тот вовсе не является главным героем произведения. А у того, который является, действительно неважное зрение, но следует отметить, что это самая лёгкая из его жизненных проблем. Герои всех трёх рассказов Николая Талызина — «Пряники для кобылы», "Пока не рассеялся махорочный дым... « и „Непримиримые друзья“ объединены советским прошлым. Кто фронтовым, кто лагерным, кто и тем, и другим. А ещё их роднит умение не унывать и радоваться жизни, иногда до такой степени, что возникает непреодолимое желание накормить кобылу пряниками. В „Детской“ читаем странную повесть Станислава Востокова „Праздник поворота рек“, герои которой сначала хотят спасти Землю, потом решают ограничиться сперва Камбоджей, но денег на организацию даже этого маленького подвига ни у кого нет. Зато у них много насосов и воды, что хорошо в условиях жаркого климата, а планету всё равно не спасает. Однако герои не отчаиваются, они продолжают искать решение. Елена Ленковская на „Детской книжной полке“ рецензирует, естественно, тоже детские книги Ольги Колпаковой, Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, и Владимира Невского. Краеведение может осуществляться непосредственно разглядыванием и ощупыванием края. Но гораздо эффективнее обратиться к архивам, что и сделала Ольга Морева, в результате чего написала текст „Новостей в городе нет. Всё худо и хорошо“. Повседневная жизнь уральцев во второй половине XIX — начале XX века». Первая часть названия принадлежит писателю Фёдору Решетникову, а речь идёт о тагильских сладкоежках, верхотурских проститутках, незабвенном лётчике Уточкине, страшных пермских разбойниках и, конечно, о погоде вековой давности. Публицистический материал Дмитрия Лабаури «О коррупции, вертикали власти и будущем страны» отличается ясностью мысли и такой остротой постановки вопроса, что редакция напоминает: её мнение не обязательно совпадает с мнением авторов. Отдел критики и библиографии открывается статьёй Андрея Расторгуева «Формула времени. Образы Свердловска-Екатеринбурга в уральской поэзии», в которой на примере творчества более тридцати уральских поэтов всех времён исследуется проблема презентации города и региона в целом для всех народов. В ярких, чётких и непротиворечивых образах края, чего пока толком нет. Появившаяся в связи с известным всероссийским фестивалем рубрика «Толстяки на Урале: Журнальная полка», как обычно, знакомит читателей с публикациями толстых литературных журналов страны. Станислав Секретов рецензирует повести Владимира Лидского «Слепая любовь» («Новый журнал») и «Игра в пепел» («Знамя»); Роман Сенчин — повесть Елены Нестериной «Вечного счастья! „ (“Знамя»), а Владислав Толстов — повесть Марины Кудимовой «Бустрофедон» («Нева»). В «Чёрной метке» Александр Кузьменков воодушевлённо, неоднократно переходя на английский, немецкий, французский и китайский языки, критикует роман Владимира Сорокина «Манарага». И заключает, что эту норму (норму в том смысле, который придал этому слову Сорокин) мы давным-давно съели. Сергей Сиротин в «Иностранном отделе» рассматривает новый роман известного английского писателя Мартина Эмиса «Зона интересов». Место действия романа — небезызвестный концлагерь Аушвиц. Время действия — 1942 и 1943 годы. Главные герои — служащий лагеря, комендант лагеря и зондеркомандерфюрер. Казалось бы, пафос произведения немного предсказуем, однако прямым текстом Эмис никого не осуждает, скорее ужасается будничной практикой ежедневных убийств в Европе XX века. В рубрике «Слово и культура» — эссе Юрия Казарина «Из этой одиночки, или Важность бытия» о неизбежном одиночестве поэта и неизбежной стадности других (эстрадников, постмодернистов) публичных, толпяных, хоровых людей. Со ссылками на стихи поэтов от Пушкина до наших современников и земляков.
 
Журнал "Урал" № 6, 2017
Урал 2017, ISBN: 270720176
316руб Купить
Номер открывается стихами Александра Кушнера. Поэзию номера представляют также Юрий Казарин, Евгения Изварина, Юлия Кокошко и Егор Фетисов. Повесть Бориса Ветрова "Приключения «чебурашки» (имеется в виду широко известная в своё время модель стеклянной бутылки) показывает, какие возможности для сюжетосложения даёт былая практика сбора и сдачи пустых бутылок. «Чебурашку» моют, наполняют лимонадом, её покупают, распивают и снова сдают. Моют, наполняют пивом, в следующий раз водкой и так много-много раз. «Чебурашка» — не сказочная, она не думает и не разговаривает. А вот люди — мойщицы посуды, алкоголики, студенты, уголовники, дети, пенсионеры и все-все-все, вертящиеся вокруг как бы вечной и бессмертной бутылки — думают, разговаривают, одним словом, живут, и по количеству персонажей эта небольшая повесть может затмить иной огромный роман. Рассказ Елены Ханен «В оранжевом платье на бульваре Круазетт» при желании можно рассматривать как своего рода приквел известного фильма «Матрица». Так вот — на самом деле создатель зловещей Матрицы был очень добрым и сердечным человеком. Тема другого её рассказа — «Междусобойчик» — языковой барьер внутри отдельно взятой семьи. В номере публикуется окончание детективного романа Константина Бушуева «Садовод». Напомним: в одном большом городе появляется маньяк-убийца. Число трупов, версий и подозреваемых всё множится. Расследование идёт полным ходом, а финал гарантируется совершенно неожиданный. Рассказ Дарьи Лебедевой «Корни старых яблонь», несмотря на вполне бытовой сюжет — жизнь и смерть представителей нескольких поколений одной семьи — оставляет ощущение если даже реализма, то скорее магического. Действие рассказа Натальи Рубановой «Гамаль: город-синкопа» происходит на отдыхе в Египте. Два рассказа Анатолия Михеева — «Жажда» и «Психологическое оружие» объединены темой неуместности глупых шуток. Особенно в действующей армии. Особенно, если это Советская Армия в ГДР. Слава Богу, что в обоих случаях всё закончилось благополучно и анекдотично, а могло сложиться и по-другому. В «Детской» помещены стихотворения и рассказы Елены Липатовой. И что характерно, а точнее, наоборот, не очень характерно для детских писателей — рассказы короче, чем стихотворения. Драматургия в номере — пьеса Ярослава Пулинович «Тот самый день». Несмотря на то, что пьеса всего в одном действии, героев и событий в ней хватило бы на все три. У главной героини небольшая с точки зрения вечности, но лично для неё серьёзная проблема. Решить её, на первый взгляд, очень легко. А на практике — не очень. Беседа Анны Матвеевой с Романом Сенчиным названа «Время, когда писатели стремились в Москву, прошло». В ней писатель говорит, почему прошло это время, и почему он уехал из Москвы в Екатеринбург. В рубрике «Без вымысла» — воспоминания Владимира Дудина с громким названием «Наш ХХ век. Семейная хроника». И семейная хроника здесь в самом деле имеет место, однако гораздо интереснее личные детские воспоминания автора: жизнь в Пермском крае, затем в Гатчине и Ленинграде в 1930-е годы. Кстати, он даже учился в одной школе с Путиным, но самого Путина не видел, потому что тот ещё не родился. К разделу краеведения отнесен материал Надежды Капитоновой "Мне пять лет, и я в валенках плаваю... « Юнна Мориц в Челябинске», несмотря на то, что собственно краеведческая составляющая здесь уступает биографической — много о семье Юнны Мориц, которой в июне этого года исполняется 80 лет, много цитируется её стихов и прозы. Критическая часть номера представлена двумя полками — книжной и журнальной. «Книжная полка» — это рецензии Владислава Толстова сразу на три книги Сухбата Афлатуни («Дикий пляж», «Муравьиный царь» и «Дождь в разрезе»), Александра Котюсова на роман Натальи Ключаревой «Счастье» и Ларисы Сониной на сборник Максима Калинина «Медленная луна: Третья книга стихов». Соответственно, «Толстяки на Урале: Журнальная полка» экспонирует журнальные публикации: Елена Сафронова пишет о повести Григория Аросева «Северный Берлин» («Новый мир»), Борис Кутенков о романе Бориса Клетинича «Моё частное бессмертие» («Волга»), а Станислав Секретов о подборке «Новые имена» — традиционная для «Октября» практика посвящать часть декабрьского номера творчеству начинающих, в данном случае Дмитрия Воронина, Марии Шурыгиной, Игоря Пузырёва и Владислава Городецкого. В рубрике «Чёрная метка» Александр Кузьменков пишет о романе Дмитрия Новикова «Голомяное пламя» и решительно осуждает его за следование почвенническим клише и трафаретам. Также упоминаются Клюев, Есенин, Бажов, Белов, Абрамов, Распутин и другие известные писатели. В «Иностранном отделе» Сергей Сиротин представляет последний роман умершего в 2015 году американского писателя Эдгара Доктороу «Мозг Эндрю». Главный герой романа — учёный-когнитивист, который, по словам Сиротина, глядит на себя глазами своего мозга. Звучит странно, поэтому рекомендуем прочесть как минимум данный материал, а лучше сам роман. Эссе Юрия Казарина «Эхо тишины» помещено в рубрике «Слово и культура». На примере стихотворений многих известных поэтов разных эпох — от Золотого века до ныне здравствующих — автор показывает разницу между тишиной и нетишиной, каковая разница, по его мнению, состоит в том, что тишина — это поэзия, язык, а нетишина — речь.
 
Журнал "Урал" № 5, 2017
Урал 2017, ISBN: 270720175
349руб Купить
Номер открывается стихами Виталия Кальпиди. Далее представлены стихи Дмитрия Шкарина, Олеси Савостовой, Ольги Фадеевой и Артёма Носкова. А вот проза жизни (и номера) начинается с начала детективного романа Константина Бушуева «Садовод», окончание которого следует через месяц. В одном большом городе появляется маньяк-убийца. Или маньячка, пока не очень понятно. И ладно, если бы непонятно было только непроницательному читателю, но ведь и героям романа непонятно, а они почти все профессионалы, то есть сотрудники соответствующих органов и примкнувших к ним государственных структур. А число трупов, версий и подозреваемых всё множится... Рассказы Павла Пономарёва «Волшебство приходит», «Окно напротив» и «Мышиные песни» объединены темой «найти своё место в современном мире». А точнее — не найти. По самым разным причинам. Иногда причиной становится состояние здоровья, иногда — состояние души, и результаты тоже разные, но всегда невесёлые. Повесть Марии Головниной «Синее» касается множества проблем — как очень общих (семья, дружба и любовь, дочки-матери, искусство), так и частных (что будет, если на уже проданной картине молодого художника нарисовать писающую собачку). В рассказе Марины Кудимовой «Юк» девочка Ляля постигает основы бытия. К слову сказать, «юк» для Ляли — это звук умирания. Играла она, конечно, не только в «юк» с последующим воскрешением, но и в войну, и во всевозможные другие игры. Время действия — 1953 год. В общем, много быта и ничуть не меньше метафизики. Рассказ Ольги Покровской «Больной мальчик», несмотря на своё жалостливое название, вовсе не сводится к пробуждению лирой добрых чувств к падшим (хотя это тоже есть), но ещё и отправляет читателя в глубины паранормальных событий. Борис Бужор в своих рассказах «Саныч» и «Памятник Магеллану» повествует о нелёгких буднях обычных сотрудников МВД и обычных подростков, и уже о совершенно преужасных буднях Магеллана и его спутников в ходе известного многолетнего мореплавания. В «Детской» юный или пусть даже престарелый читатель обнаружит стихи Елены Мамонтовой «Подстолье» и прозу Сергея Махотина (рассказы «Время уходит» и «Дима продолжает говорить»), не менее известного, впрочем, и как поэта. Краеведение нашего края пополнилось статьёй Владимира Филатова «Символ российского богатства». Это малахит, в нынешнее время действительно символ, а когда-то — вполне реальное российское богатство, причём поражающее своими количествами бедных (по словам француза де Валона) европейцев. Однако автор статьи, доктор геолого-минералогических наук, полагает, что искать малахит надо и сейчас, ведь «Бог не без милости, а горняк не без счастья». К публицистике отнесено шестнадцатое «письмо к учёному соседу» Владимира Губайловского «Мозг ребёнка». Он предлагает представить мозг как средневековый город и объясняет, чем различаются детский и взрослый «города». В рубрике «Глас вопиющего» помещён материал Юрия Конькова «Екатеринбург заминирован». И не какими-нибудь там противопехотными или противотанковыми минами, а, по мнению автора, ядерным фугасом. Прилагается список литературы по затронутой теме. Отдел критики открывается статьёй Алексея Коровашко «Книговерфь», в которой, рассматривая новый роман Алексея Иванова «Тобол», автор обнаруживает в нём и элементы футуристической зауми, и своеобразное «художественное скопидомство», и кинематографическую природу, и главную метафору. А в целом одобряет. Виталий Кальпиди на этот раз не ограничился стихами, но также дал развёрнутое интервью Марине Волковой с жизнеутверждающим названием "Если можешь не писать — пиши! " Движение «Толстяки на Урале» может проявляться в разных формах, как во внелитературных (встречи, доклады, конференции, экскурсии, концерты), так и в собственно литературных — в частности, на «Журнальной полке», где рецензируются публикации в толстых литературных журналах. В этом номере Станислав Секретов пишет о повести Александра Иличевского «Узкое небо, широкая река» («Знамя»), Елена Сафронова — о повести Ильи Бояшова «Книга „Джунглей“. Фотография времени» («Октябрь»), а Константин Богомолов о пьесе Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» («Новый мир»). В «Чёрной метке» Александр Кузьменков критикует роман Михаила Гиголашвили «Тайный год». Критика называется «Наш ответ Голливуду», и главная претензия к автору исторического романа проста — историческая недостоверность, как в Голливуде. Но мы сообщили кратко и сдержанно, а Кузьменков — от всей души. «Иностранный отдел» Сергея Сиротина посвящён роману «Мальчики для девочек, девочки для мальчиков» Уильяма Сарояна, армянского американского писателя и драматурга. Вроде бы, говорится о людях вполне себе заурядных — стареющем писателе, его меркантильной супруге и её приятелях — полузабытых актёрах. А глядишь — речь идёт о самом Сарояне и Чарли Чаплине. Эссе Юрия Казарина в рубрике «Слово и культура» «Временем не превозмочь. Александр Кушнер в Екатеринбурге» действительно говорит о недавнем посещении Александром Кушнером нашего города, но гораздо больше — о его стихах, о поэзии вообще и о жизни вообще.
 
Журнал "Урал" № 4, 2017
Урал 2017, ISBN: 270720174
349руб Купить
Номер открывается стихами Сергея Золотарёва. Поэзию номера представляют также Николай Шамсутдинов, Евгений Стрелков, Александр Петрушкин и Сергей Меркульев. Повесть Арсена Титова «И Бабалым» хотя и маленькая, но охватывает немалый хронологический промежуток — со времён Ю.В. Андропова до наших дней. И живописно демонстрирует, как мало за это время изменились география родного края, формы выражения административного усердия региональных властей и, главное, человеческая природа. Окончание романа Елены Чарник «Хор» показывает наконец, к чему приходит множество его персонажей — мужчины, женщины, статуя коня, облако, похожее на рояль, и другие явления и существования, медленно, но верно движущиеся по своим извилистым сюжетным линиям. А приходят все они непосредственно к Богу. И всё же, несмотря на неизбежность Апокалипсиса, здесь было очень красиво. Действие рассказа Владимира Натансона «Решение прелата Иоакима» происходит далеко и давно. Прелат Иоаким участвует в очередном процессе инквизиции, и от него зависит решение суда. Понятно, какая ответственность ложится на его плечи, ведь в те времена, когда не было ни дактилоскопии, ни видеорегистраторов, особенно проблематично решить, действительно ли состояла подсудимая в интимной близости с дьяволом. Главный герой повести Александра Гадоля «Большое военное приключение» — молодой человек по имени Аполлон, работающий кондуктором в трамвае. Такая скромная жизненная роль никоим образом не устраивает Аполлона: он хочет участвовать в войне, желательно в какой-нибудь Троянской или Пунической. Для начала он занялся избиением хулиганских компаний по ночам. Но хулиганов, оказывается, совсем не так много, как ему хотелось бы. Тогда он отправляется на настоящую войну. Три рассказа Виктора Шендрика — «Аура», «Кавторанг, или Последний подвиг Гарри Гудини» и «Никакой интриги» — повествуют о совершенно разных, но одинаково занимательных материях: о внезапной массовой симпатии незнакомых людей, о феномене вдохновенного вранья и о том, что молчание — золото, в прямом смысле. В «Детской» помещаются новые стихи Михаила Яснова и «Детская книжная полка», где Елена Ленковская всесторонне критикует новые детские книги Юлии Яковлевой и Светланы Лавровой. Краеведческая культурологическая статья Георгия Цеплакова «Культурные мифы города: система координат» излагает основы авторской гипотезы и её обоснование. Мифа, собственно, три: Урал, Свердловск и Екатеринбург. Каждый из них структурирует вокруг себя собственные ландшафт, профессиональную деятельность и мировоззрение жителей, архитектуру, искусство и т.д. Мало того, эти мифы взаимодействуют и соперничают. Критическая часть номера открывается статьёй Игоря Фролова «За кулисами трагедии. Друзья Гамлета — вид сзади». Историко-литературное исследование о драматургии Шекспира и её связи с историческими событиями. Точнее, не всё исследование, а только фрагменты из ещё не изданной книги. «Книжная полка» составлена из рецензий, а именно — Станислава Секретова на антологию "Уйти. Остаться. Жить: Антология литературных чтений «Они ушли. Они остались»; Романа Сенчина на книгу Вячеслава Курицына «Набоков без Лолиты: Путеводитель с картами, картинками и заданиями»; Валентина Лукьянина на монографию Т.Л. Большаковой и С.В. Любичанковского «Леонид Большаков на связи с миром» и Семёна Вяткина на книгу Эдуарда Лимонова «...И его демоны». В рубрике «Чёрная метка» Александр Кузьменков решительно и со знанием дела порицает роман Павла Крусанова «Железный пар». «Иностранный отдел» в лице Сергея Сиротина представляет роман французской писательницы Маилис де Керангаль «Мост». Это история строительства огромного моста где-то в Америке и людей, участвующих в строительстве. И хотя роман больше сосредоточен на человеческих судьбах в условиях глобализации, сама по себе тематика построения гигантского моста актуальна и для нашей страны. Эссе Юрия Казарина «Ласточка Набокова» помещено в рубрике «Слово и культура». Ласточка и многие другие виды птичек и птиц — действительно герои этого текста. Но не самые главные, ведь не зря в названии присутствует Набоков. 80-летию уральского композитора и музыкального педагога Леонида Гуревича посвящена «Приветственная увертюра» Жанны Сокольской.
 
Журнал "Урал" № 3, 2017
Урал 2017, ISBN: 270720173
349руб Купить
Мартовский номер журнала «Урал» за 2017 год открывается романом Елены Чарник «Хор». Множество его персонажей — мужчины, женщины, статуя коня, облако, похожее на рояль, и другие — медленно, но верно движутся по своим извилистым сюжетным линиям, а о том, к чему они приходят, говорить преждевременно, так как в настоящем номере читателям предложено только начало романа. «Рассказ с названием „The exam“ и таким же простым содержанием» Кирилла Курбатова, по уверению автора, более чем на девяносто девять процентов состоит из событий, которые имели место быть. Тем не менее в нём преподаватель на экзамене по ядерной физике читает переписку Достоевского с Ахматовой и рассуждает о связи романа «Игрок» с рэпом. Действие повести Катерины Ермолаевой «Зори бесслёзные» происходит в деревне, и повесть вполне может быть отнесена к так называемой деревенской прозе. Главная героиня — молодая сельская учительница, и ведёт она обычную жизнь сельской учительницы — ведёт уроки, проверяет тетрадки, возится с неблагополучными детьми местных пьяниц, управляется со своим деревенским домом и хозяйством. Кроме того, у неё нет одной руки и непростая личная жизнь. В рассказе Екатерины Чёткиной «Дурман» присутствует дурман, самый традиционный в нашей стране — алкоголь. А может быть, самый распространённый — это всё же любовь, которая слепа, и тоже имеет здесь место. Но и без алкоголя дело не обходится. Рассказ Вячеслава Томилова «Ножницы» посвящён нелёгкой жизни одного курьера, сущего социопата. А нетрадиционное использование ножниц помогает ему выживать в этом суровом мире. Но помогает тоже не очень эффективно. Герои рассказа Елены Здорик «Омут» сталкиваются с проблемой клептомании. По мнению очень многих специалистов, проблема эта вполне надуманная, и такой болезни в природе не существует. Однако автор не специалист, а литератор, и потому совершенно вправе пофантазировать, какие трудности могут возникнуть у клептоманов. Которые во всём остальном остаются прекраснейшими людьми. А трудности у них возникают самые серьёзные и даже судьбоносные. Поэзия номера представлена стихами Константина Кравцова, Михаила Окуня, Ирины Кузнецовой и Алексея Порвина. В «Детской» повесть Ольги Колпаковой «Полынная ёлка», герои которой — спецпереселенцы времён войны, часть которых — дети, причём все немцы, за что и сосланы. От имени одной из девочек и ведётся повествование о довольно мрачных событиях. Драматургическая часть номера представлена пьесой Марата Мухлисова «Поселок». Начинающий писатель приезжает в небольшой посёлок, населённый несколько чудаковатыми людьми. Они все сразу полюбили его, за исключением одного-единственного кровельщика. Но одного оказалось достаточно, чтобы всё завертелась. В рубрике «Без вымысла» — фрагменты воспоминаний Феклы Андреевой «Море людское в капле судьбы». Парадоксы истории, когда девушка из раскулаченной семьи становится учительницей, а затем и директором сельской школы, при этом не имея права на свободное передвижение по стране. А получив такое право, делает успешную научную карьеру. Материал подготовлен Валентином Лукьяниным. Краеведческая статья Сергея Беляева «Когда картины были живыми» посвящена обозначенному в названии времени. Время это началось ещё на рубеже 20-30-х годов XIX века, а закончилось последними представлениями живых картин в 1917-1918 годах. В искусстве наступившей советской эпохи этому жанру места не нашлось, поэтому многие даже не имеют понятия о том, что это за жанр. Но можно узнать из этой публикации. Критический отдел номера представлен двумя полками: книжной и журнальной. На первой, соответственно, рецензируются книжные новинки, на второй же, в рамках движения «Толстяки на Урале», публикации в толстых литературных журналах. На журнальной полке Елена Сафронова пишет о повести Владимира Березина «Виртуальность» («Новый мир»); Владислав Толстов — о романе Вячеслава Рыбакова «На мохнатой спине» («Нева»), а Константин Богомолов — о подборке материалов «Министр, зайцы, мемы, или Как создаются и чем держатся научные сообщества» («Новое литературное обозрение»). На книжной полке Андрей Расторгуев рецензирует книгу «Екатеринбург литературный: энциклопедический словарь», Андрей Пермяков — стихотворный сборник Арсения Ли «Сад земных наслаждений», а Юлия Подлубнова — книгу Сергея Соловьева «Ее имена». В «Черной метке» Александр Кузьменков выражает своё отношение к «Поклонению волхвов» Сухбата Афлатуни. Отношение это выражено в весьма специфической форме — фрагменты апокрифа — и названо «Поклонение читателей». В «Иностранном отделе» Сергей Сиротин пишет о романе Кадзуо Исигуро (британского писателя японского происхождения, лауреата Букеровской премии) «Погребенный великан». По жанру «Погребенный великан» формально может быть отнесён к фэнтези — дело происходит в Англии времён короля Артура, и, кроме сражающихся рыцарей, изобилует невиданными зверьми и магическими событиями. Однако тематика и проблематика романа значительно серьёзнее привычных для этого жанра. В рубрику «Слово и культура» поместилось эссе Юрия Казарина «Семь Заболоцких». Сам Николай Заболоцкий был, конечно, один. Но это только по паспорту. Если же посмотреть на все этапы его творчества и судьбы (в том числе и этапы в узкоспециальном смысле), то перед нами возникают разные ипостаси одного человека. В частности, автор описывает семь.
 
Журнал "Урал" № 2, 2017
Урал 2017, ISBN: 270720172
349руб Купить
Февральский номер журнала «Урал» за 2017 год открывается стихами Андрея Танцырева (речь о них пойдёт также на «Книжной полке», далее следует читать стихи Алексея Дьячкова, Еганы Джаббаровой, Феликса Чечика и Игоря Муханова (правда, у него уже «Стихотворения в прозе»). Повесть Владимира Каржавина «Дважды генерал и Чешская мафия» основана на реальных исторических событиях. Главному герою повести довелось поучаствовать в Первой мировой и гражданской войне, стать одним из создателей армии Чехословакии и командующим Пражским военным округом. Осенью 1938 года у него была возможность арестовать президента Чехословакии Бенеша и возглавить сопротивление Германии, однако эту возможность он упустил. Умер он в СССР, в лагерном лазарете уже после войны. Рассказы Ольги Батлер «Ладушки» и «Асгарэль» отличаются разной степенью причудливости сюжетов. Если в первом японский бизнесмен волей судьбы оказывается на койке в коридоре районной больницы в глухой российской провинции, то во втором происходят чудеса того пуще, в духе «перепишем прошлое». Фантастическая повесть-притча Алексея Честнейшина «Семь последних дней» посвящена одной из популярнейших тем, волнующих человечество, причём не только здесь и сейчас, но везде и на протяжении многих тысячелетий. Эта тема, конечно же, конец света. Одна из возможных моделей апокалипсиса и разрабатывается в этой повести. Однако автора интересует не столько причина катастрофы (хотя всё это тоже описывается), сколько сам процесс. Как поживают немногие ещё оставшиеся на Земле люди, каково им понимать, что они тоже обречены, особенности апокалипсического быта и человеческих взаимоотношений. В рассказе Марата Галимова «Угонщик» действительно происходит угон, и ладно бы автомобиля, а то самолёта. И это не какой-нибудь захват самолёта террористами в полёте; нет, юный злоумышленник просто залез в пустой самолёт и улетел с аэродрома, потом, налетавшись, с большим трудом самолёт посадил. Угонщика, впрочем, тоже посадили: время было советское, строгое. Но, как и его коллега Деточкин, герой виноват, но он не виноват, несмотря на решение суда. Действие рассказа Дмитрия Капина «Девять с половиной часов» происходит на протяжении указанного отрезка времени, но более ни о чём не говорит это название, а ведь там целая история влюблённости, правда влюблённость эта неявная и совершенно особенного рода. Драматургия представлена пьесой Романа Дымшакова «Паразиты». Действующие лица пьесы — вроде бы люди, но в то же время и паразиты. Не просто, как говорят, офисный планктон, а прямо-таки паразиты: Лейшман, Плазмодий, Клостридия Перфрингенс и прочая подобная гадость. В рубрике «Без вымысла» — фрагменты из книги воспоминаний Алексея Лоскутова "От сумы до тюрьмы... " Деревенское детство, раскулачивание, война, мобилизация для работы на заводе, побег с завода, арест, лагеря — одним словом, обыкновенная история. Краеведческий раздел номера продолжет публикацию материалов из архива газеты «Уральский рабочий». В данном случае это «Уральский дневник Лили Брик» Юлии Матафоновой. Лиля Брик жила с мужем (В.М. Примаковым) в Свердловске в 1930-32 гг. При этом она писала Осипу Брику письма, в которых в том числе много и о нашем городе. Продолжается переписка Владимира Губайловского с учёным соседом. В этом номере помещено «Письмо 15. Живём ли мы в Матрице». Вопрос может показаться надуманным, однако философ Ник Бостром всерьёз утверждает, что мы живём в компьютерной симуляции и являемся персонажами компьютерной игры. Эта гипотеза и рассматривается в письме с разных сторон. Отдел критики открывается статьёй Антона Чёрного «Трилогия критика Фаустова» о творчестве известного вологодского критика, изобретателя и мыслителя Сергея Фаустова. В рубрике «Толстяки на Урале: журнальная полка» рецензируются журнальные публикации 2016 года. Станислав Секретов пишет о повестях Александра Стесина «Квинс» и «Птицы жизни» («Октябрь» и «Знамя»), Владислав Толстов о романе Александра Мелихова «Свидание с Квазимодо» («Нева»), а Юлия Подлубнова о повести Алексея Слаповского «Неизвестность. Старый дневник» («Знамя»). «Книжная полка», соответственно, составлена из рецензий на новые книги: Романа Сенчина на сборник Александра Гарроса «Непереводимая игра слов», Дмитрия Харитонова на книгу Анны Матвеевой «Лолотта и другие парижские истории» и Алексея Маркина на книгу Андрея Танцырева «Интонации скорби и пение. Первая книга лирики (1973-1976)». «Чёрная метка» Александра Кузьменкова достаётся Анне Козловой за её роман «F 20». В романе говорится о нелёгкой жизни душевнобольных, впрочем, по мнению профессиональных психиатров, с клинической точки зрения неправдоподобно, о художественных же достоинствах романа говорить излишне. В «Иностранном отделе» Сергей Сиротин пишет о романе каталонского писателя Жауме Кабре «Я исповедуюсь», центральная тема которого — покаяние и попытка искупления смертного греха. В рубрике «Слово и культура» помещено эссе Юрия Казарина «Седьмая — Майя. Поэт Майя Никулина». Седьмая, потому что Майя — седьмая звезда в созвездии Плеяд. Кстати, у Майи Никулиной юбилей, с чем её и поздравляет редакция журнала.
 
Журнал "Урал" № 1, 2017
Урал 2017, ISBN: 0130-5409-01-2017
377руб Купить
Новый 2017 год у нас начинается с выхода первого номера журнала «Урал». Сам же номер начинается со стихов Елены Чарник, а далее можно прочитать стихи Олега Мошникова, Елены Дуреко, Ильи Семененко-Басина и Ирины Машинской. Прозаическую часть номера открывает Дмитрий Подборонов своей повестью «И пришёл ангел». Начало весьма праздничное, хотя и происходит на зоне, но героя-то, наоборот, освобождают. Далее следуют некоторые реалии «лихих девяностых» и аспекты личной жизни героя до и после отсидки, но радует, что чудеса в той или иной форме всё же случаются. В небольшом, в общем-то, рассказе Романа Сенчина «Дедушка», события которого имеют место в 1934 году, когда состоялся первый Всесоюзный съезд писателей, самих событий немного, зато упомянутый Дедушка много говорит. И поскольку он говорит уже перед смертью, стесняться ему нечего и некого. Речь главным образом о литературе и литераторах, причём достаётся многим до сих пор культовым писателям, а также говорится о вырождении, традиционных и наоборот ценностях, и о Боге. Героиня повести Яны Жемойтелите «Смотри: прилетели ласточки» — девушка Наденька с филологическим образованием, начинающая писательница. Она выходит замуж за другого, гораздо более старшего и матёрого писателя, но в браке не особенно счастлива, ибо муж оказался проблемным. Но в самом конечном счёте, вроде бы, она была таки счастлива. В рассказе Валерия Бочкова «Игра в снежки» играют в снежки. Казалось бы, забава невинная и безобидная, ан нет. Что в России в былые годы, что в Америке в примерно наше время за это судьба прямо-таки отрывает руки. Рассказ Владимира Шпакова «В табор на тандеме» радует тем, что его название прямо отражает содержание. Табор — это не в переносном смысле, а реальный цыганский табор, а тандем — это не Путин и Медведев, а такой специальный двухместный велосипед. В рубрике «Детская» сказка Станислава Востокова «Горилла Серёжа». Горилла Серёжа там действительно есть, причём в качестве экскурсовода в музее детского писателя. Ну это такая горилла — мыслящая и говорящая, и даже в очках. Вообще же сказка состоит из трёх частей — «Музей», «Сказка» и «Книга», и стиль каждой соответствует её названию. А в детской подрубрике «Детская книжная полка» помещены рецензии Елены Ленковской на новую книгу Эдуарда Веркина «Пролог», сборник сказок Артура Гиваргизова «В честь короля» и роман Ирины Богатырёвой «Кадын». В рубрике «Без вымысла» опубликованы главы из книги Павла Нерлера «Детство Осипа Мандельштама: Петербург и окрестности». Сама книга готовится к изданию и осветит не только детство поэта. А в созвучной рубрике «Почти без вымысла» — «Здесь пил Диего» Бориса Телкова. Впрочем, как сознаётся в предисловии автор, Диего тут больше для красоты, а речь идёт обо всём, что увидел и запомнил или подумал автор — называть ли это эссе или выдержками из записной книжки писателя. Краеведческая статья Вячеслава Запольских «Две улицы» — о многих событиях в истории Перми. Здесь и визит Александра Первого, и ссылка Сперанского, здесь и пермский купец-химик Тупицын, энтузиазмом которого в России возникло производство отечественного фосфора, и многое другое. Отдел критики открывается статьёй Андрея Арьева «О Боге и боли» посвящённой поэзии Сергея Стратановского. «Книжная полка» представлена рецензиями Елены Сафроновой на сборник Бориса Акунина «Нечеховская интеллигенция. Короткие истории о всяком разном», Станислава Секретова на роман Олега Зайончковского «Тимошина проза» и Ларисы Сониной на сборник мини-новелл Сергея Сумина «Письмена листвы (гербарий для посвящённых)». Александр Кузьменков в рубрике «Чёрная метка» пишет о романе Петра Алешковского «Крепость», а заодно о премии «Русский букер», которой этот роман был удостоен. А именно: «...неизменна традиция назначать лауреатом если не худшего, то скучнейшего из финалистов». Сергей Сиротин в «Иностранном отделе», в общем-то, хвалит роман «Скромный герой», замечая, впрочем, что это далеко не жемчужина мировой литературы, хотя его автор — нобелевский лауреат, перуанский писатель Марио Варгас Льоса. «Жертвенность и самосуд» Юрия Казарина в рубрике «Слово и культура» — об оппозиции света и тьмы, а также Божественного (поэзия) и социального (популярное стихотворчество).
 
Журнал "Урал" № 12, 2016
Урал 2016, ISBN: 0130-5409-12-2016
349руб Купить
Скоро кончится год. Для журнала «Урал» он уже кончился, так как двенадцатый его номер благополучно вышел в свет. Номер начинается со стихов Валерия Скобло, а далее — стихи Екатерины Симоновой, Анастасии Журавлёвой, Максима Васюнова и Дениса Безносова. Прозаическую же часть номера открывает Гарри Беар своей повестью «Странный дом». Дело происходит достаточно далеко (в Париже) и довольно давно (в конце шестнадцатого столетия). И происходящее дело весьма тёмное, хотя совершенно в наилучших традициях романтизма. Заброшенный и заколоченный дом, из которого по ночам сначала просто доносятся таинственные голоса, а впоследствии появляются и чрезвычайно загадочные посетители. В рассказах Сергея Бунзи «Пионеры и Молоток», «Лило и Стич» и «Духи улиц» тоже происходят необычные вещи, хотя и безо всякой мистики: то неопытный разбойник, который бродит по городу в поисках жертвы, в результате спасает женщину от грабителей; то тщедушный бомжик убивает здоровенного гоповатого парня... Действие повести Виктора Брусницина «Недра» действительно отчасти происходит в недрах земли. Четверо студентов-горняков приезжают на практику в шахту. И работают! Но, конечно, и отдыхают, и выпивают, и женщин любят. Некоторым образом — тема человека труда, но не социалистического, а вполне себе капиталистического, что, впрочем, нисколько не меняет специфики шахтёрской работы. Рассказы Александра Кердана «Берёзка» и «Экипаж машины боевой» из жизни офицеров — как настоящих, так и отставных — отсылают читателя к событиям прошлых лет, но событиям важным, а именно к войне в Афганистане и расстрелу Белого Дома осенью 1993 года. Два рассказа Фарита Гареева — «Малярша и Штукатур» и «Тарасик» — объединены общим названием «Чемодуровская любовь» совсем не случайно. Хотя каждый из рассказов по отдельности представляет собой самостоятельное законченное произведение, вместе они дополняют друг друга, складывая сквозной сюжет. В «Детской» цикл миниатюр Анны Анисимовой "Привет, Кропоткин! ". Кропоткин в данном случае не человек, а далёкий сибирский посёлок. Поездка туда — занятие очень долгое и нелёгкое, притом не всё, что увидела героиня, может радовать. Но она всё равно радуется! Здесь же помещена статья Елены Ленковской "Реакция замещения: критик = эксперт? " В том смысле, что современная детская литература практически не охвачена литературной критикой, ибо экспертные оценки членов жюри разнообразных премий и конкурсов — это совсем другое. В рубрике «Без вымысла» опубликованы главы из книги Н.К. Гилёва «Эхо баталий. Опыт военно-исторической реконструкции» об этом движении в нашем городе: от первых собраний любителей военной истории до реконструкции битвы при Ватерлоо — непосредственно при Ватерлоо, совместно с реконструкторами из стран-участников битвы. «Прототип» Сергея Луцкого — невыдуманная история о встрече автора с прототипом одного из персонажей его романа «Причастные» (опубликованного тоже в «Урале» в 2010 году), не менее интересная, чем сам роман. Краеведческий материал Николая Блохина «Я метил в русские Жюль Верны» — о судьбе писателя Ивана Ряпасова, сложившейся, прямо скажем, куда как менее удачно, чем у французского романиста. Отдел критики открывается рубрикой «Толстяки на Урале: журнальная полка», где выставлены рецензии на публикации этого года в толстых журналах — Юлии Подлубновой на роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» («Волга»), Марии Бушуевой на повесть Ильи Кочергина «Ich любэ dich» («Знамя») и Константина Богомолова на дневники Джона Фаулза 1965-1972 г.г. («Иностранная литература»). Александр Кузьменков в «Чёрной метке» пишет о романе Сергея Кузнецова «Калейдоскоп: расходные материалы». Пишет о постмодернизме, уроборосе, а проще говоря — о банальном плагиате, составляющем суть современного, по выражению Кузьменкова, «плагиарта». Сергей Сиротин из «Иностранного отдела» обозревает роман «Заговор», автор которого, культовый китайский писатель Май Цзя, написал его про паранормальные способности сотрудников китайских спецслужб во времена Мао. «Семь голубей» Юрия Казарина — о нескольких стихотворениях Арсения Тарковского, а также и вообще о проблематичности существования слова и культуры в наше время. Да и в любое другое. В рубрике «Критика вне формата» Василий Ширяев проводит «Опыты наблюдения за русской поэзией» и наблюдает разные забавные вещи, такие, например, как пропуски слогов у Алексея Кудрякова, роль жеста и гипербатон в стихотворениях Виктора Цоя, душа в одной песне группы «Бутырка» и многое другое.
 
Журнал "Урал" № 11, 2016
Урал 2016, ISBN: 0130-5409-11-2016
349руб Купить
Вышел в свет ноябрьский номер журнала «Урал». Прозаический его блок открывается повестью Виктора Чигира «Часы затмения», в которой происходят вещи странные и непонятные. Главный герой время от времени засыпает, а когда он просыпается, то оказывается, что с момента прошло несколько лет, о которых он ничего не помнит. Но все остальные-то люди помнят! Из чего закономерно следует вывод, что в его теле сосуществуют два совершенно различных сознания. Попытки разными способами проанализировать этот фантастический феномен, собственно, и составляют течение сюжета, а также жизненный путь героя. Или, может быть, двух. Герой повести Дениса Каменщикова «Год культуры» — точнее, главный герой, ибо героев в повести превеликое множество, и всё больше лица значительные — журналист. В стране наступает всем памятный Год культуры, и работы у журналистов прибавляется. Начальство непременно требует освещения сенсационных событий в области культуры, и бесполезно убеждать начальство в том, что в области культуры настоящих сенсаций попросту не бывает. В поисках шокирующего контента главный герой и его коллеги хватаются за любую возможность, но тщетно. При всём том главному герою крайне претят чудовищная бездуховность и низкопоклонство своих коллег перед властями. Что же касается второстепенных героев повести, то все эти деятели культуры реально существуют и очень известны в Екатеринбурге. Хотя имена немного изменены, все эти персонажи вполне узнаваемы для проницательного читателя. В рассказе Маши Сандлер «Угрюмец» девочку отправляют на лето в маленькую деревню, чему она вовсе не рада. Специфика деревенской жизни весьма экзотична для городской девочки, которая поначалу в ужасе, а потом находит в окружающем новом мире и свои плюсы. Но уж когда начинается форменная чертовщина, то ей становится совсем не до шуток. В подборке рассказов Анатолия Андреева «Мой завод в тумане светит» описаны события не менее феерические. Например, история о том, как Ленин случайно подстрелил рассказчика, а тот потом хотел Ленина утопить, но не смог. Или о том, как никому не нужного ребенка воспитали пауки, и он стал Человеком-Пауком. И — поскольку рассказы короткие — ещё множество удивительных случаев и загадочных объектов. В пьесе Златы Дёминой «Сурмама» разрабатывается весьма распространённый в наше время сюжет: суррогатная мама в определенный момент чувствует, что полюбила вынашиваемого ребенка и отказывается отдавать его биологической матери, которая, естественно, возмущена и требует соблюдения договора. В принципе, такой конфликт разрешается решением суда очень легко. Но это в том случае, когда позиции сторон чётко определены, а взаимоотношения героинь «Сурмамы» куда сложнее и запутаннее. В разделе «Публицистика» — четырнадцатое «Письмо к учёному соседу» Владимира Губайловского «Мозг — компьютер». Да, по мнению автора, мозг — биологический аналоговый компьютер. Вопрос в том, можно ли связать его с цифровыми компьютерными системами. К 75-летию битвы за Москву в журнале приурочены две публикации — статья Валентина Лукьянина «Чего мы не хотим знать о войне? Как политика опрокидывается в прошлое» и полемизирующий с ней материал Леонида Павлова "Наказание невиновных, награждение непричастных? " Собственно, основной темой дискуссии стали подробности сражения 28 панфиловцев с немецкими танками в 1941 году под Москвой, но затрагиваются и более общие вопросы, вплоть до сущности самой исторической науки. В разделе краеведения публикуется материал из архива газеты «Уральский рабочий» — «Лемешев и Козловский на Урале» Юлии Матафоновой. Иван Козловский в 1924-1926 году работал в Свердловском театре оперы и балета, после чего его пригласили солистом в Большой театр. На следующие два года его сменил Сергей Лемешев, а результат аналогичный — пригласили в Большой. Критическая часть номера открывается «Книжной полкой», где расположены рецензии: Станислава Секретова на сборник прозы Андрея Геласимова «Десять историй о любви», Елены Зейферт на книгу стихов Андрея Таврова «Державин» и Рудольфа Лившица на книгу Валентина Лукьянина «Операция, равная величайшим битвам». В «Чёрной метке» Александр Кузьменков пишет о романе Виктора Пелевина «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами». Он уже не впервые пишет о Пелевине, и всегда одинаково разгромно. Эта рецензия на Пелевина — последняя, или, по словам автора, крайняя. Типа хватит уже о нём писать. «Иностранный отдел» Сергея Сиротина посвящён роману «Мои странные мысли», автор которого — всемирно известный турецкий писатель Орхан Памук. Главный герой романа — стамбульский уличный торговец, человек пожилой, бедный и недалёкий, но при этом вполне себе счастливый. Эссе Юрия Казарина «Нас занесло неведомо куда» в рубрике «Слово и культура» тесно связано, конечно, с темой поэзии (Ольги Седаковой), но также с темой котов, как огромных, так и маленьких котят, а ещё с попыткой преодоления смерти — не особенно удачной, впрочем, попыткой. С темой поэзии связана и собственно поэзия, представленная в номере новыми стихами Екатерины Перченковой, Данилы Давыдова, Евгения Каминского, Давида Паташинского и Александра Верникова.
 
Журнал "Урал" № 10, 2016
Урал 2016, ISBN: 0130-5409-10-2016
349руб Купить
Вышел октябрьский номер журнала «Урал» за 2016 год. Октябрь — уже вполне осенний месяц. Тем не менее главную героиню романа Валерия Козлова "Не бойся клинка врага! " зовут Весна. Правда, ударять её имя следует по первому слогу, но Весна при любом ударении есть Весна. Причём это не просто роман, а, по авторскому определению — современный плутовской роман. Потому и главы его называются не главами, а скачками, по примеру столь известного автора данного жанра, как Луис Велес де Гевара. Пересказывать содержание плутовского романа — значит оказать ему и его автору дурную услугу, но событий с Весной и её знакомыми происходит немало. (Хотя начинать обзор октябрьского номера следовало бы с поэзии, поскольку имеется дата 19 октября — пусть это символ, но символ пушкинский, а потому для поэзии, мягко говоря, немаловажный. Авторы стихов этого номера — это Евгений Степанов, Марина Гарбер, Юлия Крутеева, Валерий Котеленец и Андрей Расторгуев. Почти все — наши постоянные авторы.) А теперь вернёмся к прозе жизни. Сергей Юдин в рассказе «Свадьба в Брюгге» живописует действительно свадьбу в Брюгге. Свадьба эта, правда, не совсем традиционная, и даже гораздо менее традиционная, чем принято в современной Европе, но ведь там главное — не традиции, а принципы. Принципиальный подход к свадьбе демонстрируют герои рассказа. Владислав Пасечник выступает автором новеллы из цикла «Скарна» — «Сыновья Морского Зверя». «Морской Зверь» — это такой корабль. Его сыновья — это сарканы, довольно воинственный народ. Действие происходит на Ближнем востоке несколько тысячелетий назад. А что такое «Скарна» — это вообще трудно понять, по словам автора — первоформа, вероятно, шар, образ мироздания, отраженный в сакральной игре. Надо отметить, что настоящая публикация отнюдь не ограничивается самой новеллой. Сверх неё автор предлагает читателям ещё список использованной литературы, список некоторых понятий и терминов, а также послесловие «К вопросу о скарне, масильском письме и культуре бараньей лопатки, с приложением глоссария». Одним словом, всё куда как серьёзно. Рассказ Яны Перепечиной «Я всё равно верю» гораздо короче и проще, но тематика его не менее серьёзна: жизнь, смерть, вера и любовь. Рассказ Михаила Артюшина «Последний Новый год» развивает довольно известную мысль о том, что пьянство не красит дам. Но это бы ещё ладно, что не красит, тем более в солидном возрасте, но приносит множество проблем, одна другой серьёзнее. В «Детской» на сей раз случился рыбный день: рассказ Елены Ленковской «Селёдка в кармане» и рассказ же Сергея Махотина «Вобла». Причём в обоих случаях нет никаких иносказаний — в первом говорится о селёдке в кармане школьного фартука, во втором — о проблемах с воблой. А страдают каждый раз дети. В рубрике «Архив» опубликован материал, озаглавленный "И прошлое встаёт передо мною... ", жанр которого обозначен как «из набросков к воспоминаниям» известного уральского поэта Людмилы Татьяничевой. Публикация Юрия и Элеоноры Смелянских. Публицистический раздел номера открывает Леонид Павлов статьёй «Протоколы московских мудрецов. Ещё раз о секретных протоколах к пакту Молотова-Риббентропа (из цикла „Записки капитана Очевидность“)». По поводу очевидности остаётся только добавить, что не только московских, но и берлинских мудрецов. Много и подробно описывается, кто кого перемудрил. Кроме этого, присутствуют и «Политклипы, или Патроны из прошлого» Константина Киселёва. Подробностей здесь меньше, а охват материала закономерно шире: тут и тот же главный берлинский мудрец, и Кнут Гамсун, и Южная Корея, и Свазиленд, и Афганистан, и ещё очень многое другое. Критика в журнале представлена всеми возможными формами. Это и «Книжная полка», где Леонид Быков критикует (в хорошем смысле) книгу Николая Годины «Как-то так: Новые стихи», Константин Комаров — «Маленькие повести о войне и мире» Арсена Титова. А новый сборник рассказов Захара Прилепина «Семь жизней» критикуют целых двое — Андрей Рудалёв и Александр Зернов. Присутствует и «Журнальная полка», где критикуются публикации в толстых литературных журналах (в рамках фестиваля «Толстяки на Урале») — Альбина Гумерова пишет о повести Вячеслава Ставецкого «Квартира» («Знамя»); Елена Сафронова — о романе Антона Ратникова «На районе» («Нева»), а Станислав Секретов — о целом ряде произведений Юрия Буйды, опубликованных в трёх журналах («Новый мир», «Октябрь» и «Знамя»). Что же касается Александра Кузьменкова, то он в своей «Чёрной метке» критикует «нечто романообразное» Андрея Акцынова под названием «Бретёр», мягко говоря, очень жёстко. Сергей Сиротин в «Иностранном отделе» написал о романе китайской писательницы Шэн Кэи «Сестрички с севера», в котором она очень критикует китайскую действительность: экономические успехи страны обусловлены не самой лучшей жизнью простых китайцев. А вот чтение эссе Юрия Казарина "Откуда нас души любимые видят... " в рубрике «Слово и культура» приводит к ощущению, что лучше всего жить в деревне и писать стихи. Или хотя бы не писать, а читать, если это стихи Мандельштама или Седаковой.
 
Журнал "Урал" № 9, 2016
Урал 2016, ISBN: 0130-5409-09-2016
316руб Купить
Вышел девятый номер «Урала» за 2016 год. Стало быть, наступил сентябрь, заканчивается сезон отпусков, а культурный сезон и учебный год, наоборот, начинается. Самое время читать литературные журналы и тем самым повышать свой культурный и интеллектуальный уровень. В повести Дарьи Симоновой «Дни, когда всё было... [против меня]» говорится о жизни обыкновенной современной молодой писательницы. О непростой личной жизни, о творческих успехах и неуспехах, круге общения и занятиях, редакциях, грантодателях и издательствах. Словом, немного перефразируя Е. Шварца, идёт повседневная, будничная писательская жизнь. Главный герой и главная героиня рассказа Павла Бороды «Бог появляется из-за угла» — супруги. Но у них нет детей. Притом это не какие-нибудь сказочные старик со старухой, а вполне молодые и энергичные люди. Все родные и друзья чрезвычайно обеспокоены ситуацией и забрасывают чету множеством полезных для деторождения советов, что постепенно начинает, мягко говоря, их раздражать. В конце концов долгожданный ребёнок появляется. Правда, тут начинается война в Донбассе, но это уже другая история. В рассказе Тимура Денисова и Николая Мурзина «Парадоксальная реакция» фигурируют два достаточно предприимчивых и совсем не отягощённых моралью, но хронически неудачливых молодых человека. Все их неоднократные попытки разбогатеть (разумеется, не самым честным, а то и весьма неприглядным путём) разбиваются о суровую по отношению к ним реальность. Наконец им приходит в голову очередной хитрый план, совсем уже гнусный. Вот при попытке его осуществления и происходит парадоксальная реакция. Столь серьёзных неприятностей, какие последовали, в жизни двух негодяев и примкнувшего к ним хирурга-алкоголика ещё не происходило. Действие «Американских рассказов» О. Камова происходит, нетрудно догадаться, в Америке, а именно в США. Несмотря на это, рассказы отличаются очень разной степенью фантасмагоричности и лиричности. В рубрике «Архив» публикуются фрагменты книги («Свода») уральского авангардиста Георгия Спешнева (1913 — 1987) «Лицарство, или Безымянные именины». Подготовили текст и опубликовали внук писателя Всеволод Приймак и бивуак Академии Зауми Сергей Бирюков. Александр Верников в рубрике «Без вымысла» выступил автором текста «Возвращение в Аркаим», в котором рассказывается об истории открытия Аркаима и спасения его от угрожавшего затопления, а также о многих сопутствующих подробностях личной жизни автора. Краеведческая часть номера представлена статьёй Александра Дмитриева «На подступах к Ледовитому». Сам автор признаётся: «Многообразие событий в Арктике, да ещё на вековом пространстве, в кратком повествовании, естественно, не охватишь». Однако он всё же пытается объять необъятное — от новгородских ушкуйников до нынешнего президента. Отдел критики открывается рубрикой «Толстяки на Урале: журнальная полка», где опубликованы рецензии Елены Сафроновой на повесть Славы Сергеева «Гнев» («Знамя»), Владислава Толстова на роман Ильи Штемлера «Одинокие в раю» («Звезда») и Юлии Подлубновой на автобиографическую повесть Дмитрия Бавильского «Разбитое зеркало. Венецианская повесть в 82-х главах и 12-ти сносках». Александр Кузьменков в «Чёрной метке» рассматривает сборник Александра Снегирева «Я намерен хорошо провести этот вечер» и сетует на то, что сам в результате такого чтения провёл вечер из рук вон плохо. Всё потому, что популярный писатель в наше мнения должен соответствовать невысокому интеллектуальному и культурному уровню современного массового читателя. Проза Александра Снегирёва, по мнению автора, вполне соответствует. В «Иностранном отделе» объектом внимания Сергея Сиротина стал Мишель Уэльбек и его роман «Покорность». Во Франции недалёкого будущего, по замыслу автора романа, избран президентом очень харизматичный мусульманин. Ислам становится господствующей религией в стране, а точнее, практически единственной, потому что не имеющие никаких идеалов французы покорно принимают магометанскую веру. В рубрике «Слово и культура»- эссе Юрия Казарина «Вечность и нежность. Новая книга Натальи Поляковой». Речь идёт, само собой, о стихах Натальи Поляковой. А также о том, что дождь уходит, а шум остаётся, и о том, что стихи складываются, как поленница, и как складывается сама поленница, и много о чём ещё. Кроме Натальи Поляковой, в номере есть, разумеется, стихи и других поэтов, а именно Евгения Чигрина, Сергея Бирюкова и Павла Проскурякова.
 
Журнал "Урал" № 8, 2016
Урал 2016, ISBN: 0130-5409-08-2016
316руб Купить
Августовский номер журнала «Урал» вышел в свет. Август — это уже время собирать урожай. Полюбуемся. Главный герой повести Михаила Пегова «Русский принц» — несовершеннолетний принц. Или, точнее, поскольку он русский, — князь. Но очень древнего рода, восходящего к самому Рюрику. В советские времена его ближайшие предки не любили много об этом говорить, а теперь можно. У разных людей к этому факту разное отношение: например, у старшей сестры героя — глубоко ироничное; но у некоторых знакомых и вполне благоговейное. Самого же принца, точнее, князя, вопросы генеалогии нимало не интересуют, а интересуют предстоящий выпускной вечер и, понятно, девочки. Рассказ Ольги Дудиной «Утка» — это, по словам самого автора, история о том, как Игорёк приехал в Утку и попал как кур в ощип. Но автор несколько недоговаривает: попасть-то Игорёк попал, но самое интересное — как именно, и чем всё закончилось. А вот в её же рассказе «Место» также описана ситуация так называемого попадания, но там герой, обычный уралмашевский юноша, попадает в ситуацию куда более мрачную. И «мрачную» — это ещё очень и очень мягко сказано. И главное, не он один. И главное — навсегда. В номере опубликовано окончание романа Константина Бушуева «Оправдание». Для тех, что прочёл начало романа, этой информации достаточно. Тем же, кто его не читал, мы настоятельно рекомендуем обратиться к предыдущему номеру и таки это сделать. «Урал» не слишком часто предоставляет свои страницы чисто жанровой литературе — фантастической, детективной и т. п. Но уж коли предоставляет, то за качество отвечает. В данном случае это детектив, поэтому даже самый краткий его пересказ неуместен. Ну разве что так: серия очень загадочных убийств. Рассказ Евгения Боушева «Пыльные сказки» начинается как заправский ужастик: навязчивый и тревожный один и тот же сон главного героя; рисуночная переписка на пыльной двери неизвестно с кем; а заканчивается неожиданно. Поэзия в августе представлена новыми стихами Михаила Айзенберга, Сергея Ивкина, Константина Кравцова и Еганы Джаббаровой. Но это только русская поэзия. А, например, иранская — переводами Юлтан Садыковой («Из современной иранской поэзии»). Но это только, что называется, «взрослая» поэзия, а детская — в рубрике, соответственно, «Детская» — стихами Галины Дядиной под общим заголовком «Если я во сне летаю». В разделе «Без вымысла» помещены «Письма из Донецка — 2» Людмилы Квашиной. Хотя зачем тут скобки, это действительно личные письма университетского преподавателя-филолога. Она живёт и работает в Донецке, и в прошлом году подобная публикация уже была. Заметим, что на этот раз тон писем более выдержанный — то ли в Донецке действительно стало спокойнее, то ли это человеческое свойство привыкать. В отделе публицистики — «Письма к учёному соседу» Владимира Губайловского, «Письмо 13. Зрение, мозг». Общий смысл письма вкратце следующий: то, что видят наши глаза (в качестве оптического прибора), и то, что видим мы (то есть воспринимаем с помощью нашего зрения) — далеко не всегда одно и то же. Потому что, говоря образно и упрощённо, мозг сначала тайно от нас обрабатывает полученную глазами картинку, а уж потом позволяет нам увидеть то, что считает нужным показать. Впрочем, в наших же интересах. В рубрике «Глас вопиющего» вопиющее письмо Юрия Конькова "Почему их не судят? " Общий смысл письма: одного американца за преступление против экологии осудили на сто лет тюремного заключения. Почему же не осудили наших городских чиновников-озеленителей за то же самое?! (На какой именно срок, автор не уточняет.) Критический раздел открывается статьёй Алексея Битова «Сто исполинов и столько же кроликов. Заметки о современной драматургии». Автор весьма внимательно исследует многие аспекты как собственно современной драматургии, так и формы ее общественного бытования (как-то: премии, фестивали, театральную критику и тому подобное). И надо сказать, что он гораздо чаще скептичен, чем полон энтузиазма. Валентин Лукьянин выступает автором статьи «В лаборатории художественной мысли. К 90-летию Андрея Ромашова». Несмотря на вполне юбилейное название, статья является именно критической, а не просто мемуарной. На «Книжной полке» — рецензии Станислава Секретова на сборник рассказов Марины Степновой «Где-то под Гроссето», Константина Комарова на книги стихов Павла Лукьянова «Бред. Брат» и «Turistia» и Григория Тарасова на социологическое исследование Зигфрида Кракауэра «Служащие. Из жизни современной Германии». В «Чёрной метке» Александр Кузьменков рецензирует книгу Германа Стерлигова «Учебник истории. От Грозного до Путина». Это действительно учебник истории, как её понимает сам и учит других Стерлигов. На наш взгляд, достаточно было бы простого уведомления о том, что Герман Стерлигов написал учебник истории. Но дотошный Кузьменков проходит по тексту учебника и вовсю его высмеивает. Оно, конечно, смешно. Но было бы смешнее, напиши Стерлигов учебник химии. Или, лучше, иммунологии. В «Иностранном отделе» Сергей Сиротин рецензирует сборник Джека Керуака «Сатори в Париже. Тристесса». Сам Джек Керуак личность, впрочем, достаточно известная во всех отношениях, поэтому обратим внимание читателя на то, что перевёл оба произведения Максим Немцов, притом роман «Тристесса» переведён на русский язык впервые. В рубрике «Слово и культура» — текст Юрия Казарина «Так любить — что в лицо не узнать. Сергей Гандлевский в Екатеринбурге». Выступление Сергея Гандлевского в Екатеринбурге прошло в рамках второго фестиваля литературных журналов «Толстяки на Урале». Как это было, а также, что было вокруг этого и в физическом, и в метафизическом планах, этот текст.
 

Издательство «Книма»

Knima.ru
©2009

Яндекс.Метрика