В альбоме «Идеи русской архитектуры» опубликованы эскизы и планы жилых домов, общественных зданий и построек, деталей декора… Все это создано последователями русского стиля в архитектуре второй половины XIX века, опиравшейся на традиции народной культуры.
«Прекрасный» и «Великолепный» часословы — два знаменитых на весь мир издания. Высокий смысл работы в «рамках» жанровой занимательности, поскольку сюжеты черпались из жизни крестьян и знати, превратил оба творения в культурные шедевры.
Одним из первых атласов лекарственных растений в России была книга В.К. Варлиха (1859-1922), вышедшая в 1912 г. Студенты-медики, провизоры пользовались также его пособием «Важнейшие болезни культурных растений, причиняемые паразитными грибами» (1907).
Автор уникального издания «Анатомический атлас для студентов и врачей» — заслуженный профессор анатомии Венского университета Карл Толдт. Он был уверен: его труд, впервые изданный сто лет назад, крайне важен и совершенно необходим для тех, кто изучает медицину или профессионально ею занимается. Задача у автора была непростая: передать анатомические особенности человеческого тела, представить соотношение органов, «участвующих в строении целого». Отсюда он видел необходимость в «ясности рисунков и наглядном их расположении». Автору оказывали помощь его коллеги, практикующие специалисты в области анатомии. Ими была проведена сложная и кропотливая работа. «Иллюстрации», если можно так сказать об органах человеческого тела, — «точные и оригинальные», как он сам о них говорил. Все рисунки сопровождаются текстами, в которых открывается «сущность каждого органа» и его связь с другими. Работа была издана в трех томах. Мы объединили их в одном издании, сохранив все, чем замечателен этот атлас.
Москва всегда занимала особое место, как в градостроительном отношении, так и в культурном контексте, город ярких, самобытных зодчих и художников — Ф. Шехтеля, Л. Кекушева и В. Валькота, М. Врубеля, В. Васнецова и С.
«Ботанический атлас» Н.П. Животовского (1846-1888) — одна из знаменитых книг по естественным наукам в дореволюционной России. Почти двадцать лет ее автор отдал Педагогическому музею Петербурга, издавал разнообразные труды по ботанике и естественным наукам. Животовский учился на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1868 г. и вскоре поступил на службу в главное управление военно-учебных заведений. В 1871 году была учреждена постоянная Комиссия Педагогического музея. Николай Животовский стал секретарем комиссии и заведующим музеем. Больше пятнадцати лет Животовский проработал на этой должности, полностью посвящая себя любимому делу.
В 1883 году Животовский осуществил заветную мечту: создал на пожертвования учебный ботанический сад при Педагогическом музее, дававший возможность преподавателям средних учебных заведений пользоваться необходимыми при прохождении курса живыми растениями, а также устраивать образовательные экскурсии для ознакомления учащихся с группами растений и явлениями растительного царства.
Труды Животовского представляют собою различные естественно-исторические атласы и таблицы, популярные книги для народа по вопросам естествознания и т. п. и являются плодом его научной деятельности, которой он посвящал все свободное от службы время.
Удивительным человеком и уникальным ученым, открывшим людям мир в цвете, стал первопроходец в области цветной фотографии С.М. Прокудин-Горский. Он стоял у основания «Коллекции достопримечательностей Российской империи», в которой показал и своим соотечественникам, и жителям других стран природные богатства России, ее славных людей. Велика и художественная ценность его фотографических работ.
Цветные изображения растений, передающие не только форму, размер и соотношение частей, но и естественную окраску и особенности строения, — наилучшие наглядные пособия для ознакомления с растительным миром.
Растительный мир Земли настолько разнообразен, что его полное описание невозможно включить ни в одно издание. Для этого потребовалась бы целая библиотека. Данный атлас, автором которого является немецкий ботаник Карл фон Гофман (1802-1883), охватывает лишь небольшую часть флоры. «Предлагаемый ботанический атлас имеет своею задачей дать возможность лицам, интересующимся и занимающимся ботаникой, приобрести общедоступное пособие для наглядного ознакомления с родною флорой. Главное место в атласе уделено цветковым и высшим споровым растениям, которые прежде других обращают на себя внимание любителя; из низших же споровых растений изображены лишь немногие, наиболее бросающиеся в глаза представители», — написал в предисловии к атласу профессор Н. Монтеверде.
Растительный мир охватывает организмы, разнообразные по своему внешнему виду, форме и величине — от гигантских баобабов и стройных пальм тропиков до мелких мхов и лишайников, покрывающих тундры Севера. Мы можем наблюдать бесчисленные переходы и бесконечное многообразие образа жизни, размеров и наружных форм растений. К миру растений относятся и гигантские леса Сибири и Амазонки, и крошечные грибы или плесень, покрывающая деревянные строения. А в микроскоп мы можем увидеть мельчайшие водоросли и грибы, совершенно неразличимые невооруженным глазом. И как ни велика пропасть между отдельными представителями растительного мира, все они относятся к царству природы.
От мира животных растения отличаются в основном способом питания, отсутствием способности к произвольным движениям и другой чувствительностью. Нужно заметить, однако, что эти отличия имеют силу (да и то с некоторыми ограничениями) лишь при сравнении высших животных с высшими растениями. Если же мы обратимся к низшим организмам, то увидим, что различия между животными и растениями все более и более стушевываются. Наконец, мы находим такие формы, которые уже нельзя с уверенностью причислить ни к животным, ни к растениям (некоторые примитивные морские организмы). Таким образом, животные и растения не отделены непроходимой пропастью. Напротив, растительный и животный мир — это как бы две мощные ветви, берущие начало от общего корня, но расходящиеся далеко в противоположные стороны.
Журнал «Мотивы русской архитектуры» (1873-1880) публиковал проекты и эскизы жилых домов, общественных зданий, мебели, декора, созданные последователями «русского стиля» в архитектуре второй половины XIX века, опиравшегося на традиции народной культуры. Книга позволит широкому кругу читателей познакомиться с историей русской архитектуры и полюбоваться на иллюстрации из знаменитого журнала, воссозданные на ее страницах в великолепном качестве.
Мы открываем читателям не очень известные страницы истории русской культуры — это великолепные произведения архитекторов, приверженцев «русского стиля»: И.П. Ропета, В.А. Гартмана, М.А. Кузьмина и других. Стиль, популярный в 70-80х годах XIX века, широко использовал приемы и детали, характерные для русского народного творчества. С 1873 по 1880 год выходил красочный журнал «Мотивы русской архитектуры» — альбом огромного формата, содержавший работы, выполненные архитекторами. Выпуски журнала сохранились лишь в виде библиографической редкости. А ведь работы мастеров «русского стиля» полны особой красоты.
Что мы знаем об архитектуре «русского стиля», разработанного в 70-х годах XIX века? Работы приверженцев этого стиля И. Ропета, В. Гартмана, К. Лыгина, М. Кузьмина и др. публиковались в выходившем тогда красочном журнале «Мотивы русской архитектуры». Их работы — прежде всего жилье для людей, загородные дома, павильоны для промышленных выставок. До наших дней они дошли главным образом в виде чертежей и эскизов. «Русский стиль» превращает простое жилище в сказочный терем, расписанный яркими красками и покрытый затейливой резьбой. Чтобы убедиться в этом, надо купить эту книгу, открыть ее — и мы попадем в веселую, добрую сказку, которую создали для нас русские архитекторы.
Эта книга — для широкого читателя, который хочет больше узнать о русской культуре. Студенты и преподаватели училищ, в которых изучают архитектуру, многое почерпнут из нее, использовав редкий и ценный материал для написания научных работ и рефератов.
Архитектура — искусство особого рода. Оно создает для человека среду обитания, то есть предназначено не только для любования, но и для повседневной жизни, удобства и комфорта. Жизнь в гармоничном окружении возвышает душу, воспитывая незаметно и ненавязчиво. Создать произведение искусства, которое отвечало бы этим целям — весьма нелегкая задача. Творения замечательных архитекторов, сумевших ее решить, достойны того, чтобы рассматривать их снова и снова. Прекрасно оформленный журнал-увраж «Мотивы русской архитектуры», издававшийся с 1873 по 1880 годы, давал тем, кто брал его в руки, такую возможность. Он публиковал проекты и эскизы жилых домов, общественных зданий, мебели и декора, созданные последователями так называемого «русского стиля» в архитектуре второй половины XIX века. Этот стиль опирался на традиции народной культуры, возрождая старинные приемы и мотивы русского зодчества. Загородные дома, выставочные павильоны, общественные здания, которые проектировали и строили архитекторы Ропет, Кузьмин, Гартман, Лыгин и их единомышленники, похожи на волшебные терема из русских народных сказок. Любуясь ими сейчас, мы словно путешествуем по сказочной Руси. И в то же время — ближе узнаем Россию второй половины XIX столетия, когда она обновлялась и побеждала, смело смотрела в будущее и гордилась национальными традициями.
Журнал «Мотивы русской архитектуры», издававшийся с 1873 по 1880 год, публиковал проекты и эскизы жилых домов, общественных зданий, мебели и декора, созданные последователями так называемого «русского стиля». Этот стиль опирался на традиции народной культуры, возрождая старинные приемы и мотивы русского зодчества.
Омар Хайям открыл много законов едва ли не во всех областях знаний. Его гениальный мозг и в поэзии произвел революцию. Рубаи поэта написаны по правилам восточной поэзии и открывают нам его мысли по поводу всего, что интересно и сегодняшнему читателю.
«Государь» — самое известное и неоднозначное произведение Н. Макиавелли. Оно было написано в 1513 году, но опубликовано лишь в 1525, уже после смерти автора. С тех пор «Государь» многократно переиздавался и пользовался неизменным успехом у читателей.
Москва всегда занимала особое место, как в градостроительном отношении, так и в культурном контексте, город ярких, самобытных зодчих и художников — Ф. Шехтеля, Л. Кекушева и В. Валькота, М. Врубеля, В. Васнецова и С.