Генриха Вёльфлина можно по праву назвать одним из самых знаменитых и влиятельных историков искусства. Его работы блистательно подводят итог длительному процессу становления истории искусства как самостоятельной научной дисциплины.
«Основные понятия истории искусств» — его основополагающий труд, который увидел свет в 1915 году, но, как это ни удивительно, и по сей день не утратил своей актуальности.
Разработанный Вёльфлином метод формально-стилистического анализа произведений искусства подарил искусствознанию его собственный, не заимствованный из смежных областей научный инструментарий. Вот уже более ста лет «аналитический метод» Вёльфлина лежит в основе подготовки искусствоведов всего мира, а достаточно легкая и ясная манера изложения его сочинений и потрясающая эрудиция автора делают эту книгу увлекательным чтением для всех, кто интересуется искусством и хочет научиться смотреть на него сквозь профессиональную оптику.
В настоящем издании «Основные понятия истории искусств» впервые публикуются в новой редакции классического перевода Адриана Франковского.
«Моя жизнь была трудной, но интересной. Именно о такой я просил Бога в молодости» — эти слова Януш Корчак записал в своем дневнике в 1942 году, находясь в Варшавском гетто. В том же году знаменитый детский писатель, врач и педагог, основатель легендарного Дома сирот, вместе со своими воспитанниками (около 200 детей) погибнет в концентрационном лагере в Треблинке. В 1942 году Янушу Корчаку исполнилось шестьдесят четыре года; он был широко известен своими оригинальными взглядами на принципы воспитания ребенка, которые активно и весьма успешно воплощал в жизнь. В основе его педагогической системы лежала весьма простая мысль: ребенок — полноценный человек, имеющий право на свои собственные взгляды и на свое отношение к окружающему миру. В настоящее издание вошли две известные работы Януша Корчака — «Несерьезная педагогика» и «Моменты воспитания», а также разнообразная педагогическая публицистика, в которой читатели найдут как ценные практические рекомендации, так и увлекательные рассказы и размышления о проблемах и радостях, связанных с взрослением и самоопределением человека.
Игорь Николаевич Сухих — доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского университета, писатель, критик. Автор многочисленных исследований по истории русской литературы XIX-XX веков, в том числе книг «Проблемы поэтики Чехова», «Чехов в жизни: сюжеты для небольшого романа», «Сергей Довлатов: Время, место, судьба», «От… и до… Этюды о русской словесности», «Структура и смысл: Теория литературы для всех» и др., а также полюбившегося учителям и учащимся трехтомника «Русская литература для всех». Двухтомник «Русский канон: Книги ХХ века» — итог «известной культурной игры» в составление списков «книг, которые должен прочесть каждый образованный человек, прежде чем умереть», «ста лучших романов», «двадцати великих поэтов» и т. д. Произведения, которые стали классикой ХХ века, преодолели свое время и сегодня читаются как свидетельства, пророчества, провокация. Тридцать очерков представляют русскую литературу ХХ века поверх барьеров — от «Вишневого сада» А. Чехова и «Петербурга» А. Белого до «Заповедника» С. Довлатова и «Генерала и его армии» Г. Владимова. Написанная в свободной эссеистической манере, книга адресована всем любителям русской словесности.
Андре Моруа, классик французской литературы XX века, прозаик и эссеист, потрясающий эрудит, автор изысканных новелл и романов, знаменитых романизированных биографий Дюма, Бальзака, Гюго, Байрона и многих других, создатель глубоких очерков истории Англии, США, Франции, на склоне лет вновь обратился к жанру философского эссе. «Открытое письмо молодому человеку о науке жить» (1966) составляет идеальную пару его прославленным «Письмам незнакомке»: это честный разговор восьмидесятилетнего писателя с двадцатилетним юношей. Моруа рассуждает о морали, смысле, цели и принципах жизни, образовании, политике, религии, браке, писательском труде, современности в целом — в обличье деликатного наставления предъявляет нам жизненное кредо просвещенного и вдумчивого человека, и его опыт способен многому нас научить. Сборник афоризмов и наблюдений «Искусство беседы» (1927) посвящен умению вести разговор, то есть выстраивать тонкие связи с самым загадочным явлением, которое только может нам повстречаться и которое неизменно живо интересовало Моруа, — с другими людьми.
Книга философа и литературного критика Василия Розанова «Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского» вышла в свет в 1894 году. Она принесла известность Розанову и стала первой работой, в которой Достоевский представлен как религиозный мыслитель. Именно Розанов — внимательный и чуткий критик, тонкий знаток искусства — положил начало осмыслению творчества Достоевского (которым был увлечен всю жизнь) в русле христианского вероучения. По мнению Розанова, «Легенда о Великом инквизиторе» — квинтэссенция романа «Братья Карамазовы»: «…именно Легенда составляет как бы душу всего произведения, которое только группируется около нее, как вариации около своей темы; в ней схоронена заветная мысль писателя, без которой не был бы написан не только этот роман, но и многие другие произведения его: по крайней мере не было бы в них всех самых лучших и высоких мест». В издание также включены главы из сборника «Литературные очерки» (1899).
Русский религиозный и политический философ, представитель русского экзистенциализма и персонализма Николай Александрович Бердяев (1874-1948) — одна из знаковых фигур в истории русской философии. Активный деятель Серебряного века, затем неудобная для советской власти фигура, он был выслан из России «философским пароходом» в 1922 году и с тех пор жил в Европе. Под конец жизни, в 1942-1948 годах он был семь раз подряд номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Его философия свободы по сей день остается для нас неким источником надежды, а концепция нового средневековья, которую Бердяев развил одним из первых, обсуждалась крупнейшими мыслителями на протяжении всего XX века и тоже не потеряла актуальности. Свобода у Николая Бердяева — изначальное состояние человека, не имеющее ни основы, ни границ, не подконтрольное никому, в том числе и Богу; свобода — то, что потребно человеку для осуществления основных его призваний — творчества и познания. «Личность по существу своему непокорна и непослушна, она есть сопротивление, непрерывный творческий акт», — пишет Бердяев в трактате «О рабстве и свободе человека» — «самой радикальной, самой духовно революционной из моих книг», как пояснял он сам. Помимо этой работы, в настоящий сборник вошла статья «Спасение и творчество» — попытка Бердяева соотнести христианское смирение с естественным, необходимым и нуждающимся в безусловной свободе порывом человека творить.
Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик, переводчик, публицист и писатель. Сборник статей «Среди художников», вышедший в свет в 1914 году, представляет собой уникальный по полноте обзор русской культурной жизни довоенного периода — исключительно плодотворной эпохи в истории искусства. В роли художественного критика выступает философ Василий Розанов — человек, исключительно одаренный умением внимательно смотреть и глубоко видеть, писатель, обладающий неповторимым художественным стилем, тонкий ценитель искусства, иронично замечавший: «Я принадлежу к той породе излагателя вечно себя, которая в критике — как рыба на земле и даже на сковороде». Грозные события Первой мировой войны изменили лицо мира, в том числе мира искусства, пышное довоенное цветение которого удивительно тонко — и удивительно дальновидно — запечатлели статьи Василия Розанова.
Игорь Николаевич Сухих (р. 1952) — доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского университета, писатель, критик. Автор более 500 научных работ по истории русской литературы XIX-XX веков, в том числе монографий «Проблемы поэтики Чехова» (1987, 2007), «Сергей Довлатов: Время, место, судьба» (1996, 2006, 2010), «Книги ХХ века. Русский канон» (2001), «Проза советского века: три судьбы. Бабель. Булгаков. Зощенко» (2012), «Русский канон. Книги ХХ века» (2012), «От… и до… Этюды о русской словесности» (2015) и др., а также полюбившегося школьникам и учителям трехтомника «Русская литература для всех». Книга «Структура и смысл» стала результатом исследовательского и преподавательского опыта И. Н. Сухих. Ее можно поставить в один ряд с учебными пособиями по введению в литературоведение, но она имеет по крайней мере три существенных отличия. Во-первых, эту книгу интересно читать, а не только учиться по ней; во-вторых, в ней успешно сочетаются теория и практика: в разделе «Иллюстрации» помещены статьи, посвященные частным вопросам литературоведения; а в-третьих, при всей академичности изложения книга адресована самому широкому кругу читателей.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель по праву считается одним из величайших немецких мыслителей, вознесших немецкую философию на невиданную высоту. В 1817 году он опубликовал монументальный труд под названием «Энциклопедия философских наук», наиболее полно иллюстрирующий его систему и взгляды. «Энциклопедия», состоящая из трех разделов, стала важнейшей работой прославленного философа наряду с «Феноменологией духа». В настоящее издание вошла первая часть «Энциклопедии» под названием «Наука логики», которая, по словам автора, «есть наука о чистой идее».
Аристотель — один из величайших мыслителей древности, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского, обобщивший в своих трудах опыт классической эпохи древнегреческой философии и оказавший огромное влияние на развитие европейской и мировой культуры, ученый-энциклопедист, стоявший у истоков современной науки. Он разработал одну из первых универсальных моделей мироздания и целостную систему научных знаний, охватывающую самые разные сферы человеческой жизни, очертил круг понятий и ввел терминологию, которые до сих пор используются в философском лексиконе и во многом определяют ориентиры и горизонты современного научного мышления.
«Физика» — фундаментальный трактат Аристотеля, который состоит из восьми книг и служит своего рода введением ко всем прочим естественно-научным сочинениям мыслителя, включая те из них, которые сегодня мы относим к области биологии и психологии. В трактате исследуются начала (или законы) любых природных явлений, а также общие проблемы движения. Аристотелевская «Физика» имеет мало общего с наукой, которая именуется физикой в наше время, тем не менее этот трактат и поныне считается одним из высших достижений человеческой мысли применительно к науке о природе.
Механика — одна из древнейших наук, известных человеку, и в то же время — наука вечно юная, интересная, удивительная и очень полезная. Мы сталкиваемся с ее проблемами каждый день, сами о том не подозревая. Замечательная книга Якова Исидоровича Перельмана предлагает читателям поближе познакомиться с этой наукой с помощью интересных задачек, примеров и парадоксов. Как пишет сам автор, «цель Занимательной механики — разбудить дремлющую мысль… Это не учебник, а вольная книга, ставящая себе задачей повысить интерес к предмету занимательными сопоставлениями».
Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) — крупный русский промышленник, предприниматель и меценат, наследник преуспевающей купеческой династии. Еще в юности увлеченность Саввы театром настораживала отца будущего покровителя искусств, крупного винного откупщика Ивана Федоровича Мамонтова: вместо обучения делу Савва находил куда больше удовольствия в том, чтобы «музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе». Спустя век трудно даже вообразить, по какому пути направилось бы русское искусство, если бы не был создан знаменитый Абрамцевский кружок и не были предприняты иные славные начинания Мамонтова.
Книга Марка Исаевича Копшицера (1923-1982), создавшего также замечательные биографии Василия Поленова и Валентина Серова, — плод многолетнего труда по исследованию и систематизации обширного документального материала, сохранившего свидетельства о жизни и деятельности человека, чей вклад в историю русского искусства поистине бесценен, — Саввы Ивановича Мамонтова.
Философские и экономические идеи Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) сыграли огромную роль в жизни всего мира и нашей страны в особенности. «Манифест Коммунистической партии» (1848) был написан учеными по поручению общества «Союз справедливых» и положил начало формированию влиятельного международного движения коммунистов. В сборник включены также другие работы второй половины 1840-х годов. «Нищета философии» Карла Маркса — ироничный ответ на чрезвычайно популярную книгу Пьера Жозефа Прудона «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1846). Маркс анализирует все огрехи этого труда: Прудон оказывается не самым сильным экономистом, к тому же он явно не в ладах с математикой. Маркс широко цитирует разбираемого автора, так что следить за заочной полемикой легко и интересно. Весьма любопытным образцом идеологического подхода к литературной критике является статья Энгельса «Немецкий социализм в стихах и прозе», а в его работе «Принципы коммунизма», пожалуй, впервые сформулированы базовые тезисы новой партии. Книга будет интересна всем читателям, интересующимся развитием экономических и политических идей в мире.